Найти тему
Камиля

Процесс становления личности в период с 14-18 лет

Что такое личность?

Личность — это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических особенностей человека, определяющих повседневное поведение и связь с обществом и природой. Принято считать, что развитие ребенка как личности начинается с двух-трехлетнего возраста. Это правильно, если иметь в виду появление чисто внешних поведенческих признаков личностной индивидуальности. Они у ребенка действительно возникают только на третьем году жизни. В возрасте 13-14 лет меняется система ценностей и интересов. То, что было ценно, обесценивается, появляются новые кумиры, может поменяться характер.

1.1 Как происходит становление личности человека?

Личность формируется в процессе социализации. Социализация — это процесс формирования личности через взаимодействие с обществом. Социализация начинается в раннем возрасте и длится на протяжении всей жизни человека. Дети, будучи совсем маленькими, копируют поведение родных, преимущественно доминирующих членов семьи. Позже они уже осознают свою личностную обособленность, которая может проявиться даже детским возрастным кризисом. Позже у ребёнка развивается адаптация к изменениям, более лёгкое их принятие. По мере взросления происходит социализация, во время которой крайне важным становится принятие сверстниками, оценка социальных ролей ведущих и ведомых, возможное стремление к лидерству. В подростковом возрасте личность ещё более остро начинает ощущать социальную значимость, испытывает свои первые «взлёты» и «падения». В этот иногда критичный период на границе между детской и взрослой жизнью ребёнок также нуждается в наставничестве родителя либо педагога.

1.2 Факторы, которые влияют на процесс становления личности.

Личность ребенка формируется под воздействием многих факторов. На основе тех теорий, которые предлагаются различными представителями психологической науки, необходимо обозначить мысль: развитие ребенка строится на базе природных данных, принятия себя и определенном багаже жизненного опыта.

1) наследственность, т.е. определенные физические качества, черты характера, задатки способностей, передавшихся генетически от родителей;

2) окружающая среда (природа) всегда оказывала и оказывает большое влияние на человека, на его развитие и творческие способности;

3) культура с определенным набором ценностей, норм и эталонов поведения, которые являются обязательными для данного общества;

4) социальное окружение, которое можно считать основным фактором, влияющим на личность, так как в процессе постоянного взаимодействия с обществом, человек приобретает жизненный опыт, формирует свое представление о мире и своем месте в нем;

5) личный опыт. Так, каждый человек попадает в разные ситуации, в результате которых он испытывает влияние социального окружения, получая уникальный опыт.

-2

1.3 Периоды и фазы формирования личности

Формирование личностных качеств ребенка проходит через три фазы:

Адаптация:

Этот период начинается с момента рождения и длится до подросткового возраста. Ребенок приобретает опыт социализации, адаптируется к внешней среде, подражает примерам и подстраивается под обстоятельства. Адаптация предполагает усвоение социальных норм поведения и развитие навыков в различных сферах. Чрезвычайно важно, чтобы ребенок был способен выражать свою индивидуальность в группе, при этом осваивая принятые нормы для того, чтобы иметь возможность проявить свои личностные качества. Он чувствует необходимость быть похожим на других и старается максимально адаптироваться в обществе, в том числе в детском саду или школе. Групповое обучение может способствовать созданию условий для формирования личности и признаков, которые ранее были нехарактерны для ребенка, но становятся характеристиками для других членов группы.

Индивидуализация:

Ребенок начинает проявлять желание выделяться в коллективе, устанавливая собственное отношение к общественным нормам и социальным правилам. Он осознает противоречия между адаптацией и необходимостью самовыражения на начальном этапе. Ребенок начинает искать способы для выражения своей индивидуальности и ее подтверждения, что может проявиться в его поведении, одежде, манере общения. Если адаптация прошла успешно, то со временем ребенок начинает понимать, что индивидуальность непостоянна. На этом этапе происходит активизация внутренних ресурсов и начинается поиск среды, способной обеспечить необходимый уровень индивидуализации.

Интеграция:

Завершающий этап - это желание ребенка найти свое место в обществе. Интеграция происходит легко, если общество готово принять человека. Однако могут возникнуть и другие варианты. Человек стремится сохранить свою индивидуальность, что может привести к негативному взаимодействию с окружающими и обществом в целом. На этом этапе возникают разногласия между стремлением ребенка выражать свою индивидуальность и желанием общества одобрять только те качества субъекта, которые соответствуют его требованиям.

-3

1.4 Личностные кризисы

Личностный кризис - это состояние, которое периодически возникает у любого человека независимо от его возраста, социального статуса и жизненных обстоятельств.

В подростковом возрасте (14-18 лет) личностный кризис может оказать серьезное влияние на формирование личности. Такие кризисы могут быть связаны с неопределенностью в собственной идентичности, поиском места в обществе, адаптацией к роли взрослого, а также психологическими и эмоциональными трудностями. Подростки могут испытывать стресс, тревогу, неуверенность и даже депрессию в результате этих кризисов, что сказывается на их эмоциональном благополучии и социальной адаптации. Поэтому важно предоставлять подросткам поддержку и ресурсы для преодоления личностных кризисов, поскольку их адекватное преодоление и рост в этот период может оказать значительное влияние на формирование их личности.

1.5 Ошибки при личностном развитии ребенка

В процессе развития подростка как личности, важно избегать следующих ошибок:

1. Категоричные запреты:

Это ограничивает подростка, лишая его возможности самостоятельно принимать решения и проявлять свою индивидуальность.

2. Гиперопека:

Излишняя забота также может негативно сказаться на развитии личности подростка и в конечном итоге привести к возникновению проблем во взрослой жизни. В таких случаях независимость может казаться подростку чем-то страшным и недостижимым.

3. Чрезмерное баловство:

Это родительская модель поведения, противоположная контролю и ограничениям. В этом случае ребенку позволяется слишком много, что может привести к привычке к безграничности и затруднениям в общении с окружающими. Эти дети часто лишены возможности самостоятельно решать свои проблемы. Они могут воспринимать мир как жестокий и враждебный, и испытывать серьезные трудности из-за недостаточной способности удовлетворять свои потребности.

-4

1.6 Признаки личностного развития ребенка

Можно считать, что личность подростка сформирована, если:

1. У него сформированы морально-нравственные установки, благодаря чему он может объяснить, почему принимает те или иные решения.

2. Обладает развитыми навыками самоконтроля. Его желания осознаны, не являются исключительно эмоциональными, как это было в более молодом возрасте. Подросток осознанно делает выбор и оценивает возможные последствия. Он открыт, не стесняется просить совета или помощи, а также выражать свои эмоции перед другими.

3. Легко выражает своё мнение, умеет аргументированно излагать свои мысли, осознанно использует свои способности, а также ясно выражает свои личные переживания.