Он получил признание уже в 1959 году, его ценили за ум и остроумие. В этом же году вышла первая книга Барбары Квятковской, посвященная его творчеству. В сентябре 1971 года он начал долгосрочное сотрудничество с Государственным издательством, для которого разрабатывал обложки книг, например, для серии "Коллекция современной польской литературы".
Генрих Томашевский был независимым, проницательным художником, находчиво комментирующим окружающую его, непростую реальность Польской Народной Республики. У него не было бунтарской натуры, хотя он был в оппозиции к социалистическому реализму, с которым он боролся с помощью разума и карандаша. Таким образом, он демонстрировал свою независимость. Он развлекал скуку повседневности, погруженное во сне общество и грустные улицы. Его плакаты отличались своеобразием, отмечались его характерной манерой, шутливостью, насмешливостью и простотой.
Предполагаемая неуклюжесть была преднамеренной, она позволяла ему выделять схемы мышления, что позволяло ему больше свободы формы. Независимо от области, в которой ему приходилось работать, в каждом проекте преобладал рисунок. Он, конечно, оперировал цветами, особенно в плакатах, но именно линия, контур и пятно были его любимыми средствами выражения.
Генрих не использовал иллюзии пространства, считая это излишним трюком, он представлял только самые важные и характерные черты объекта. Он умело вплетал в свои работы иронию и метафору, избегал прямого высказывания. Провоцировал воображение зрителя, обращался к его личным опытам и ассоциациям. Он убирал ненужные элементы, стремился передать как можно больше содержания максимально простым способом. Сосредотачивался на деталях, доводил до совершенства мельчайшие детали композиции.
Проекту иногда уделял несколько недель, доводя каждый миллиметр плоскости картины. Круги или окружности, нарисованные или вырезанные с намеренным игнорированием регулярной формы, были одним из любимых мотивов Томашевского, появлявшимся периодически в его работах. Он брал на себя тему наиболее идеальной из фигур, но с преднамеренным ее искажением. В многочисленных интервью он подчеркивал, что не стремился к совершенству, противился ему, боялся рутины. Возможно, с помощью "косых" окружностей он хотел подчеркнуть свое отношение к акту творчества.
Он придавал особое значение типографике. Отверг роль письма исключительно как формы передачи информации, используя типографику как элемент изображения. Томашевский с удовольствием имитировал рукописный почерк, благодаря чему его высказывания становились более персональными. Его работы не были стилизованными, а подлинными, а их сообщение было транскультурным и международным. Множество успехов художника на мировом уровне это подтверждает.
Вышеупомянутые черты, характеризующие творчество художника, применимы к любой области графики, в которой ему приходилось работать – киноплакатам, театральным, рекламным, иллюстрациям к книгам и журналам.
Плакат был для него автономным художественным высказыванием. Он стремился к минимализму, играл с ассоциациями зрителя. Его киноплакаты существенно отличались от западноевропейских или американских предложений - они были схематичными, основанными на силуэтах известных актеров и актрис. Он видел в фильмах другие, более высокие ценности, к которым мог обращаться с помощью тщательно подобранных художественных средств, создавая художественные интерпретации фильмов. В результате проекты профессора были связующим звеном между сюжетом фильма и опытом и воображением зрителя. Он пользовался широким арсеналом средств выражения, начиная с реалистичных и заканчивая теми, которые граничат с абстракцией или идеограммой. Он предпочитал контраст, аллюзии и сарказм; его работы излучали напряжение.
Генрих обращался к обстоятельствам, сложившимся в нашей стране после 1945 года, в плакате "Люди без крыльев" (1947 год). Мужчина на картине повернут спиной к зрителю, его руки связаны в кулаке. На его спине виден надпись "Люди без крыльев" на белом прямоугольнике. Представленный таким образом заглавие фильма в некотором смысле издевается над героем, потому что оно ассоциируется с приклеиванием на спину данного человека саркастических или оскорбительных записок, цель которых - его компрометация. Голова, отсеченная над ухом, обращена влево, рисунок лица не виден. Перед фигурой простирается кирпичная стена, покрытая надписями и темными следами, возможно, пятнами крови после совершенной битвы. На героя направлены четыре штыка, усиливающие драматическое напряжение, возможно, предвещающие быструю смерть.
Награжденный в Вене плакат к фильму "Гражданин Кейн" (1948) состоит из динамично разбросанной и разнообразной типографии. Этот прием придает движение, отражает характер современного, несвязного фильма Орсона Уэллса, рассказывающего о жизни умершего медиамагната и миллионера. Историю жизни Кейна мы узнаем из ретроспектив, исследуемых репортером, желающим узнать, кто был этот человек. Производство отличает бурная деятельность, резкие монтажные переходы, новаторские и смелые решения, которые удивляют даже современного зрителя. Томашевский обратился к конкретной секвенции в фильме, когда на изображение героя динамично наслаиваются последовательные заголовки газет.
Томашевский прекрасно передал особенности фильма, умножая изображение главного героя в характерном костюме с гримасой на лице. Яркую, серовато-желтую фигуру Томашевский нарисовал синтетически, убрав детали. Фон заполняет интенсивный желтый цвет, прерываемый драматическим световым клином, словно луч света из прожектора. Разбросанные по поверхности изображения разнообразные надписи налегают друг на друга, что напоминает упомянутые ранее вырезки из газеты. Чтобы прочитать представленную информацию, зритель должен искать следующие фрагменты, что отражает структуру повествования "Гражданина Кейна" и хаотическую жизнь магната и его внезапный конец.
Интересным проектом можно считать "Арену Смелых" (1953 год). Черный фон не появлялся ранее в творчестве Томашевского в области плакатов. В мастерской можно заметить все более явное стремление к упрощению и синтезу. На темном фоне выделяется фигура циркача, одетого в белые одеяния, прогуливающегося по белой тонкой линии и жонглирующего цветными элементами. Бросаемые предметы оставляют спиральные следы, отображая их движение. В нижней части извивается зеленая спираль, форма которой напоминает архитектуру классического стадиона. Художник вплел в нее типографику и название произведения ярко-красным цветом.
Перевела
Ресурсы
Copyriht: https://www.mutualart.com/Artist/Henryk-Tomaszewski/C02E628D80A93720/Artworks*
Copyriht: https://www.moma.org/artists/5894#works*
Copyriht: https://niezlasztuka.net/o-sztuce/henryk-tomaszewski-ojciec-polskiej-szkoly-plakatu/*