Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Ошибка Тони Вендиса" (СССР, 1981), "По семейным обстоятельствам" (СССР, 1977), "Подросток" (СССР, 1983): "за" и "против"

Ошибка Тони Вендиса. СССР, 1981. Режиссер Василе Брескану. Сценарист Александр Юровский (по пьесе Фредерика Нотта "Телефонный звонок"). Актеры: Игорь Костолевский, Милена Тонтегоде, Вальдас Ятаутис, Александр Филиппенко, Паул Буткевич и др. Премьера на ТВ: 11 апреля 1982.

Режиссер Василе Брескану (1940—2010) поставил девять полнометражных игровых фильмов, но зрителям запомнился в основном его детектив «Ошибка Тони Вендиса».

Пьеса Фредерика Нотта "Телефонный звонок" уже была экранизированная ранее Альфредом Хичкоком, его фильм назывался "В случае убийства набирайте "M" (1954).

Однако в 1982 году мало кто из советских телезрителей видел хичкоковский фильм, поэтому версия В. Брескану с тогдашней звездой советского кино Игорем Костолевским воспринималась безо всяких ассоциаций.

Детектив Брескану был сделан добротно, актерский ансамбль был подобран неплохой, отсюда и немалый успех у аудитории, еще не избалованной западными детективами и триллерами.

Многие зрители и сейчас относятся к «Ошибке Тони Вендиса» довольно тепло:

«Отличный фильм с закрученным сюжетом и актёрской игрой, причем, весьма и весьма стильный» (Лайтпауэр).

«Фильм конечно очень интересный, с запутанной историей… Одежда у актеров по тем временам вообще моднявая, да и сейчас некоторые вещи еще актуальны. Стильный интерьер квартиры—студии для советского зрителя тоже был в новинку, и на фоне ее музыка электронная, тогда тоже очень модная. Костолевский конечно красавчик, денди. Филиппенко — один из моих любимых актеров, какой-то харизматичный, всегда с каким-то стальным огоньком в глазах» (Гул).

«Мы привыкли к тому, что Игорю Костолевскому, как правило, режиссёры поручали роли положительных героев. А здесь у него такой холодный, жестокий взгляд, такая циничная усмешка при внешнем доброжелательстве и искренности, что это производит неизгладимое впечатление. Браво актеру! Спасибо создателям киноленты, она давно мне нравится. Сила эффекта не в погонях, перестрелках, трюках — нет. Всё действие происходит практически в одной квартире, в одной комнате. А ощущение опасности, психологического напряжения производит игра актёров и сюжет» (Дремучая провинциалка).

«Хороший фильм… Достойный актерский состав — Костолевский и Филиппенко, Буткевич, Тонтегоде... Впечатляющий саундтрек — Pink Floyd, Tangerine Dream, Kraftwerk... В общем всё достаточно симпатично» (Виктор).

Киновед Александр Федоров

-2

По семейным обстоятельствам. СССР, 1977. Режиссер Алексей Коренев. Сценарист Валентин Азерников (по собственной пьесе). Актеры: Галина Польских, Марина Дюжева, Евгений Стеблов, Евгений Евстигнеев, Евгения Ханаева, Николай Парфёнов, Владимир Басов, Ролан Быков, Анатолий Папанов, Нина Дорошина, Людмила Зайцева, Нина Агапова, Лев Дуров, Юрий Кузьменков и др. Премьера на ТВ: 29 апреля 1978.

Режиссер Алексей Коренев (1927—1995) за свою творческую карьеру поставил 13 фильмов. В основном это комедии, среди которых есть и, на мой взгляд, очень удачные («Урок литературы», «Большая перемена», «По семейным обстоятельствам»).

В комедии «По семейным обстоятельствам» блистало целое созвездие талантливых актеров, но великолепные сыгранные эпизодические роли Владимира Басова и Ролана Быкова запоминались не меньше ролей главных, замечательно сыгранных Галиной Польских, Мариной Дюжевой и Евгением Стебловым.

Поклонников у фильма «По семейным обстоятельствам» очень много и сегодня:

«Какая прелесть! Одна из лучших наших комедий! Этот фильм не имеет возраста. Он для всех и навсегда. Чего только один актёрский состав стоит, фейерверк звёзд, такое впечатление, что в картине все роли — главные. Это один из самых любимых фильмов нашей семьи. Да разве сейчас могут снять что-либо подобное! Никогда!» (Татьяна).

«Я очень люблю этот фильм. Он такой добрый и лёгкий, что можно смотреть его часто—часто, что я и делаю. И все актёры в нём прекрасно играют. … Прелесть! Хороший фильм! В нём так много смешных моментов» (А. Алексеева).

«Великолепная комедия. Искрометная. Обожаю многие комедии А. Коренева. Они добрые, жизненные, смешные, музыкальные. Фильм "По семейным обстоятельным..." тоже смешной, жизненный. Всё, как в жизни. ... Шикарные артисты снялись в фильме. Даже никого из них не могу выделить, все прекрасны, удивительны» (Альфия).

Киновед Александр Федоров

-3

Подросток. СССР, 1983. Режиссер и сценарист Евгений Ташков (по одноименному роману Ф. Достоевского). Актеры: Андрей Ташков, Олег Борисов, Лариса Малеванная, Евгений Герасимов, Марина Федина, Леонид Оболенский, Татьяна Ташкова, Наталья Гундарева, Олег Голубицкий, Лариса Удовиченко, Евгения Симонова, Борис Галкин, Борис Новиков и др. Премьера на ТВ: 15 ноября 1983.

Режиссер Евгений Ташков (1926—2012) поставил 11 фильмов, три из которых («Жажда», «Приходите завтра» и «Преступление») вошли в тысячу самых популярных советских кинолент. И это не считая его главных хитов – телевизионных сериалов «Майор «Вихрь» и «Адъютант его превосходительства». Заметным явлением телеэкрана была экранизация Евгением Ташковым романа Ф.М. Достоевского «Подросток».

Тщательная, психологически точно проработанная экранизация «Подростка» до сих пор привлекает зрителей. Особо хочется обратить внимание на главные роли, блестяще сыгранные Андреем Ташковым и Олегом Борисовым.

Современная аудитория воспринимает экранизацию «Подростка», как правило, положительно:

«Роман "Подросток" я почему-то люблю больше, чем другие произведения Достоевского. Может быть, оттого, что он не кажется таким мрачным и безысходным, как многие другие его книги. Фильм я видел раньше, чем прочитал книгу, и думаю, что это одна из наиболее полных и адекватных экранизаций. Великолепные актеры, точно воссозданная обстановка, никакой "мыльнооперности"… Прекрасен дуэт Олега Борисова и Андрея Ташкова, сложные отношения между отцом и внебрачным сыном. В фильме запоминаются практически все персонажи, даже эпизодические. Вряд ли сегодня можно экранизировать заново лучше, чем это сделал Евгений Ташков» (Борис).

«Великолепный фильм! Люблю его со школьной скамьи! Настоящий подросток со всеми горестями и радостями, первое столкновение с жизнью. Фильм не занудный и очень интересный» (Викся).

«Великолепное кино, думаю, буду пересматривать еще много раз. Восторг! Актерский состав, игра, костюмы, дух времени — все выше всяких похвал. Как жаль, что такое мастерство практически утеряно» (Ирина).

«Потрясающий фильм с прекрасной игрой замечательных актеров. В картине емко и точно изображена светская жизнь петербургского высшего и среднего слоя с их любовными интригами, сплетнями и заговорами. И над всей этой суетой возвышается образ простой русской женщины — Софьи Андреевны — понимающей, искренне любящей и всепрощающей жены, основная черта характера которой — принимать безропотно жизненные страдания. … Самые яркие образы в фильме — это Аркадий и его приемный отец Версилов. Аркадий подкупает своей прямотой, юношеским максимализмом, чистотой совести, добротой, пониманием и способностью любить, упорством и стремлением чего— то достичь в жизни. Если все эти качества он сохранит в себе, он многого добьется, оставаясь при этом порядочным человеком. Версилов — это частично Аркадий в юности. Доброта, стремление к высшим идеалам в нем до сих пор присутствуют. … Однако Версилов руководствуется в первую очередь эгоистическими побуждениями, не задумываясь о своих ближних. Абстрактная идея "осчастливить все человечество, накормив его" стала превалирующей в его поведении» (Анастасия).

Киновед Александр Федоров