Для людей древности символы служили оберегами, защищали от злых сил, болезней, голода. Многие объекты природы превращались в символы. Дерево как символ вошло в культуру разных народов как «ось мира», древо познания.
Бабочки, как и деревья, встречаются на всех континентах, за исключением Арктики и Антарктики. Что символизировали эти восхитительные трепетные создания на разных этапах истории? От этого зависели чувства, с которыми смотрели на них люди.
Какие чувства испытывали к бабочкам древнего египтяне?
Египтяне поклонялись нескольким насекомым – жукам, пчелам, богомолам. Однако роль бабочек в египетском погребальном контексте остается, если таковая имеется, спорной. От гробницы к гробнице повторяются росписи, на которых владелец гробницы изображен охотящимся на водоплавающую птицу и протыкающим рыбу на реке Нил.
В таких сценах часто встречаются бабочки как в состоянии покоя, так и летящие над зарослями папируса и внутри них. Многие ученые считают, что изображения выполняли магическую функцию, помогая поддерживать дух умершего в загробной жизни.
Дневная бабочка представляет душу в ее странствиях по Раю, ночная бабочка символизирует душу умершего насильственной смертью. Некоторые ученые связывают бабочку с восстановлением порядка и преодолением хаоса. Значит, древние египтяне могли воспринимать бабочек со священным трепетом.
Что ощущали, глядя на бабочку, представители конфуцианско-буддийской цивилизации?
Слово "бабочка" в китайском языке обозначается двумя иероглифами, первый из которых означает "удача". Вот почему бабочки в традиционном Китае являлись символами удачи. Глядя на этих насекомых предки современных китайцев и японцев испытывали радость и счастье.
В обеих культурах бабочек добавляли к рукописям, картинам и рисункам. В Японии бабочка имеет богатую символическую историю, появляясь на фамильных гербах, в оригами, на кимоно и на гравюрах на дереве укие-э эпохи Эдо. Являясь символом перехода от девичества к женственности, бабочки связаны со многими аспектами женских ритуалов и переживаний, выступают символом молодой женщины, её лёгкости, грациозности и красоты.
Изображение бабочки можно встретить на весенних кимоно, так как бабочка ассоциируется и с теплом, цветением. Цветная бабочка в японском доме воспринимается как символ радости и счастья. В давние времена японские молодожёны выпускали в небо пару живых бабочек, что считалось залогом супружеского счастья. На современных японских свадебных церемониях две бабочки-оригами символически помещаются на бутылки из-под саке.
Почему в мифах майя и ацтеков так часто встречаются бабочки?
В мифологии майя бог огня Ксиутекутли представлен в виде бабочки. Огонь, как и бабочка, является символом трансформации.
Богиня судьбы ацтеков Ицтпапалотль (Обсидиановая Бабочка) изображалась в виде бабочки с крыльями, по краям которых располагались обсидиановые лезвия, или в виде женщины с крыльями бабочки и когтями ягуара на руках и когтями орла на ногах.
Вместо языка у неё также был нож. Магический плащ делал её невидимой. Огненный бог Мишкоатль бросил её в костёр, где она распалась на пять разноцветных камней. Мишкоатль подобрал белый, оказавшийся обсидиановым ножом для жертвоприношений, обвязал его тканью и с тех пор всегда носил с собой.
Могущественный бог-змей с перьями Кецалькоатль спустился на землю в виде куколки, затем мучительно появился на свет в виде прекрасной бабочки и символа совершенства. На ранних классических фресках в Теотиуакане и Чолуле они ассоциируются с воинами, огнем, плодородием, смертью и возрождением.
Бабочки часто встречаются на керамических курильницах для благовоний, поэтому ассоциируются с огнем. Кроме того, бабочки наряду с колибри и другими крылатыми существами были тесно связаны с концепциями перевоплощения. Ацтеки верили, что храбрые воины после смерти в конечном итоге становятся птицами, колибри или бабочками, вечно потягивающими нектар.
Традиционный Танец бабочки индейцы хопи исполняют в ходе церемонии благодарения за урожай – это просьба долгой жизни для всех живых существ. Танец также признает бабочку за ее красоту и ее вклад в опыление растений. Танец можно увидеть здесь
Древние майя верили, что все стадии развития бабочки можно отождествить с этапами жизни человека: со дня нашего рождения мы подобны гусенице, которая ест и ползет изо дня в день; после смерти мы подобны спящей куколке, ожидающей, когда она будет готова к нашему следующему превращению; а бабочка – это дух предка, покинувший телесную оболочку.
Смотря на бабочек, порхающих вокруг дома или букета цветов, майя верили, что духи пришли навестить их и заверить, что у них все хорошо. Поэтому у майя считалось неприличным нюхать букет цветов сверху; его всегда нюхали сбоку, поскольку верхушку оставляли для посещения душ. К бабочкам также всегда относились с заботой и уважением, иначе дух их предков отомстил бы семье.
Под влиянием христианства у майя в рукописи Чилам Балам появились упоминания о боге по имени Ханаб Ку («Галактической бабочке») который олицетворял единство Бога Отца, Сына и Святого Духа.
Большинство племен коренных американцев в XIX в. рассматривали бабочку как позитивный символ: желтые бабочки ассоциируются с надеждой, белая бабочка часто рассматривается как предзнаменование удачи. Не случайно, вождь индейцев сиу Сидящий бык, украсил свою шляпу бабочкой-монархом.
Объяснить такую популярность бабочки может удивительное явление природы – ежегодно на протяжении всей истории люди Мезоамерики наблюдали миллиарды бабочек монархов, которые прилетали в Центральную Мексику на зимовку из Канады и Северной Америки, преодолевая путь в 2 000 - 4 000 км. Здесь недолго поверить и в чудо.
Что символизировала бабочка у древних славян?
Древние славяне верили, что бабочка – переродившаяся душа. Поляки считали, что душа покидает тело покойного в обличии бабочки. Среди болгар ходит поверье, что душа умершего на сороковой день возвращается в родной дом бабочкой или мухой. Исходя из этих представлений, бабочку считают предвестницей смерти. Белорусы, например, хранят легенду о старой женщине, которой однажды вечером на рукав сел ночной мотылёк. «Смертушка ты моя», – сказала женщина и в ту же ночь умерла.
У южных славян считалось, что ночные бабочки – кровопийцы, подобно вампирам. Сербы подпаливали крылья мотылькам, чтобы утром по ожогам на теле распознать обратившуюся в человека ведьму. Болгары верят, что ведьма напускает на скот своих слуг – больших пёстрых бабочек, которые истощают животных и отбирают у них молоко. На Юрьев день бабочка, летая в поле, может лишить людей урожая, потому ранним утром на ниве выжинают изображение креста.
Таким образом у большинства славянских народов бабочка вызывала страх.
Использованная литература
Nazari Vazrick, Evans Linda. Butterflies of Ancient Egypt
William T. Gassaway, Sylvan C. Coleman and Pamela Coleman. Stamp, Butterfly | Aztec