Все мы знаем поговорку: «Война — двигатель прогресса».
Однако, в свою очередь прогресс постоянно приводил к тому, что какое-то оружие устаревало. Железные мечи сменили бронзовые, мушкеты сменили луки, гладкоствольные пушки сменились нарезными.
И чем ближе к современности, тем быстрее шли перемены. Сколько веков люди сражались клинковым оружием и меч пра-пра-прадеда ничем не отличался. В веках измеряется и использование огнестрельного оружия, причём кардинальных отличий не происходило очень долго. И лишь с начала ХХ века прогресс пустился вскачь.
Причём заметьте интересную особенность. Быстрее всего устаревали такие типы вооружения, о которых несколько десятков лет даже и подумать не могли.
Вот, например, артиллерия. Во Второй Мировой войне запросто находили применения пушки, созданные во второй половине XIX века. Пушки те лишь кажутся безнадёжно устаревшими, на самом деле они ещё вполне могли применяться. И тому есть немало примеров. Во Второй Мировой войне не так много примеров использования орудий, созданных 1870-1880 годах, но это скорее связано с тем, что они были израсходованы во время Первой Мировой. В советской армии, во французской, голландской и бельгийской, даже финляндской, эти пушки использовались ограниченно, поскольку и имелось уже немного. Зато в тех странах, которые войны ХХ обошли стороной — Швеция, Швейцария, пушки XIX века списали лишь в конце 50-х годов.
Это про артиллерию, а теперь про танки. Танки, созданные в Первую Мировую и первые годы после неё, к началу Второй Мировой безнадёжно устарели и на поле боя уже могли служить лишь мишенями. Даже такие, не богатые на бронетехнику страны, как Румыния, не применяли в бою имевшиеся у них французские Renault FT.
Конечно, когда сильно приспичило, в ход шло всё, даже с постаментов танки-памятники снимали и в бой отправляли. Но если брать, например, Вермахт, то мы там видим, как появление новых моделей танков приводило к тому, что более старые выводились из первой линии. Ещё более ярким примером может служить британская армия. Британские инженеры умудрялись как-то так создавать новые модели танков, что те устаревали ещё на стадии разработки. И сотнями шли не на фронт, а в учебные центры. Лишь в Красной Армии в дело шло практически всё, но и там действовал естественный отбор на поле боя, лёгкие танки Т-60 и Т-70 «списали» немцы, а так их из войск не выводили даже после того, как штаты уже не предусматривали такие машины. В любом случае танки, состоявшие на вооружении в начале Второй Мировой, к концу войны были безнадёжно устаревшими и могли служить лишь мишенью для расчётов противотанковых средств.
Ещё быстрее шёл процесс в авиации. Самые современные самолёты начала 30-х годов, к началу Второй Мировой войны уже безнадёжно устарели. Они могли ещё использоваться как вспомогательные, но созданные десять лет назад истребители просто не могли уже догнать, бомбардировщики конца 30-х годов.
Самолёты же, состоявшие на вооружении в начале Второй Мировой даже смешно сравнивать с теми, что летали в конце войны. Особенно если речь идёт про истребители.
Казалось бы, чем дальше, тем процесс устаревания будет прогрессировать и количество устаревающего оружия будет расти. Тем более, что размеры армий уменьшаются, а стало быть количество вооружения, которое нужно отправлять на хранение, и так увеличивается.
Конечно, даже танки Второй Мировой войны в ход идут и в XXI веке. В начале войны в Йемене мы могли видеть на кадрах с места боёв наши Т-34 и СУ-100. В ещё одной стране, название которой тут лучше не писать, но все знают о чём речь, использование старого оружия в ходе гражданской войны приняло ещё более массовый характер. Поскольку огромные запасы этого оружия имелись на складах, то его пустили в ход, и оказалось, что оно работает неплохо.
Но в данном случае интересно совсем другое. Развитие вооружения пошло по другому пути. Если раньше у танка увеличивали броню и мощность пушки, то теперь на первое место выходит динамическая защита, а пушку усиливают не за счёт увеличения калибра (дальше уже некуда) или усиления метательного заряда, а за счёт пробивных возможностей самого снаряда, а главное возможности его наведения. Последнее за счёт создания управляемых боеприпасов. То есть, необходимость в создании какого-то нового, кардинально отличающегося танка уже отпадает, гораздо проще для уже существующих создать более совершенную навесную защиту и более совершенные боеприпасы. То есть, теоретически, даже сохранившиеся Т-34 можно довести до пригодного состояния. У нас их ещё хватает по сусекам, помню не так давно на одной из станций почему-то несколько месяцев «пылился» состав с парой десятков «тридцатьчетвёрок». Конечно, наша армия обойдётся, надеюсь, без Т-34, но зато Т-62, как мы знаем, перестали считаться старьём, доживающим свой век на складах без надежды оттуда выйти. Даже Т-54 и Т-55 вроде расконсервировали, теперь даже жаль, что много из них в 90-е пустили на переплавку.
А в современной авиации боевые возможности летательных аппаратов уже гораздо меньше зависят от собственной скорости и манёвренности, всё решается за счёт того, что подвешено и установлено. Включая не только средства нападения, но и защиты — комплексы РЭБ, всякие тепловые ловушки и пр.
А стало быть, за счёт модернизации вооружения и средства защиты можно дать самолёту, разработанному несколько десятилетий назад, такие возможности, что он станет не хуже самых перспективных машин. Это особенно хорошо видно на примере бомбардировочной авиации, в которой вообще всё зависит от того, что подвесят на самолёт. Причём, модернизируется и само старое авиационное вооружение. Вроде бы совершенно безнадёжно списанные многотонные фугасные авиабомбы, можно снабдить крыльями и аппаратурой наведения. И в результате они превращаются в грозное оружие, способное ещё очень хорошо показать себя в современной войне.
А уж то, что совсем старенький бомбардировщик можно немного переоборудовать и подвесить на него суперсовременную гиперзвуковую ракету, вообще даёт очень широкую перспективу.
Так что прогресс в развитии вооружения теперь пошёл по несколько иному пути. А то ли ещё будет?
Такие вот дела…
Хочу ещё вам предложить статью о том, куда в СССР делась часть старой артиллерии, доставшаяся ещё от императорской армии: