Этот подвижник жил в XIV-м веке. В тот тяжелейший для нашего Отечества период, когда к постоянным междоусобным княжеским распрям прибавилась еще и грозная Небесная Кара: завоевание Русской земли кровожадными полчищами ордынцев.
В Москву родители будущего святителя приехали при святом князе Данииле, сыне благоверного Александра Невского, великом строителе и миротворце, всю жизнь считавшем, что главный ресурс его княжества – живущие в нем люди.
После жестокого разорения Москвы в 1293 году воинами татарского царевича Тудана и почти полного опустошения города князь Даниил старался всячески поддержать уцелевших в том побоище людей. Он отменил налоги, организовал бесплатные столовые и многочисленные постоялые дворы, где могли разместиться лишившиеся крова жители. На целых 15 лет освободил он от податей тех, кто не боялся возвращаться в разоренный город из менее опасных мест. Вот и потянулись люди сюда со всей Руси. И простые мастеровые, и именитые боярские роды из южных земель: Киева, Чернигова, Волыни. В то время и приехало сюда на жительство семейство черниговского боярина Феодора Бяконта – отца будущего великого чудотворца митрополита Алексия Московского, слава о чудесных деяниях которого прогремела впоследствии и на Руси, и в Орде.
ЧУДЕСНОЕ ИСЦЕЛЕНИЕ ХАНШИ ТАЙДУЛЫ
Великим праведником был митрополит Московский Алексий. Нужно сказать, что и вся семья его была весьма благочестива и добродетельна. Его родные сестры Евпраксия и Иулиания также прославлены в сонме угодников Божиих: в наши дни к этим чудотворицам в Зачатьевский монастырь со всех уголков нашей Родины съезжаются паломники, чтобы приложиться к их усыпальнице и по молитвам святым матушкам получить исцеление.
Святитель же Алексий и при жизни своей творил многие чудеса. Во время богослужений, проводимых митрополитом, прозревали незрячие, немые обретали дар речи, а расслабленные вставали на ноги. Со всей Руси ехали к праведному пастырю страждущие богомольцы, и слава о нем разнеслась далеко за пределы Москвы.
Он был современником и другом преподобного Сергия Радонежского. Трудами этих великих старцев и укреплялась в годину испытаний Святая Русь. Владыка Алексий, будучи опекуном малолетнего князя Дмитрия Донского, рано лишившегося отца, до совершеннолетия правителя фактически управлял Московским княжеством. Он основал десятки новых церквей и около 30 обителей, среди которых Андроников, Симонов, Чудов и Алексеевский монастыри.
И случилось однажды так, что услышал о чудесах сего праведника ордынский хан Джанибек. Рассказали ему, что по молитвам этого благочестивого человека Христианский Бог посылает Своим чадам множественные исцеления и утешения. И хан тотчас же повелел сему дивному подвижнику явиться к нему в Орду.
У правителя Орды была на то весьма веская причина: долгое время страдала от слепоты ханша Тайдула. Кем была эта женщина доподлинно неизвестно: то ли матерью Джанибека, то ли его любимой женой. Но, несомненно, была она настолько дорога хану, что тот, не скупясь, много лет пытался лечить ее всякими средствами, выписывая из разных земель снадобья и самых искусных врачей.
Узнав о велении хана, митрополит Алексий опечалился. Он не боялся погибнуть в Орде. Причина его душевного беспокойства заключалась в том, что он не настолько был уверен в своих силах, чтобы без опаски приняться за дело лечения язычницы-ханши. Но и не ехать святителю было нельзя: человеком то он был подневольным, хоть и занимал высокую должность.
И вот, накануне отъезда, не зная вернется ли он снова в свой дом или нет, пошел владыка помолиться в Успенский собор перед гробницей великого своего предшественника – святителя Петра Московского, прославленного чудотворца. И было дано в тот час смущенной душе митрополита знамение: во время его молитвы сама собою зажглась большая восковая свеча перед мощами покоящегося на одре чудотворца! Господь укрепил тем духовные силы Своего служителя.
Владыка несказанно обрадовался. Он решил растопить ту свечу и сделать из нее свечу поменьше, которую он, как Божие Благословение и как великую святыню, взял с собой в путешествие.
Весь путь до Орды он молился святому Петру Московскому и не знал тогда митрополит Алексий, что видела накануне незрячая ханша Тайдула удивительный сон. Привиделось ей, будто бы приближаются к ее роскошно убранному шатру двое русских священников в светлых одеждах и по молитвам их получает она от незнакомого ей Христианского Бога полнейшее исцеление. И настолько был тот сон ее явственным, что, очнувшись, ханша уже нимало не сомневалась, что приедут к ней совсем скоро дивные врачеватели, которые непременно возвратят ей утраченное зрение. Тайдула даже приказала слугам немедленно готовить для гостей дары – дорогие священнические облачения.
Потому, когда митрополит Алексий прибыл в Золотую Орду, его встречали там с почестями… Он же, проследовав в покои больной правительницы, возжег у одра Тайдулы заветную благодатную свечу и стал возносить о ней Богу молитвы.
После продолжительного молебна Господу, Пресвятой Богородице и святому митрополиту Петру Московскому ханша прозрела.
СВЯТИТЕЛЬ АЛЕКСИЙ И В НАШИ ДНИ НЕ ОСТАВЛЯЕТ СТРАЖДУЩИХ
Благочестивый святитель окончил свой земной путь 12 (25) февраля 1378 года. Почитать его начали сразу же после преставления.
Сегодня со всех регионов Российского государства едут к митрополиту паломники, чтобы поклониться честному телу святого чудотворца – покровителя столичного Елоховского прихода и всей столицы.
Мощи святителя Алексия до 1930 года находились в Чудовом монастыре, а потом хранились в закрытом для посещений Успенском соборе. И только лишь после войны, уступив многочисленным прошениям верующих, их передали из Кремлевского музея в Елоховский собор. Святыню перевезли туда поздней ночью 14 октября 1947 года на грузовике в обыкновенном деревянном ящике.
В 1948 году для честного тела подвижника сделали новую раку, над которой устроили узорчатую сень.
Раку изготовили из бронзы на одном из оборонных заводов по эскизу художника-архивиста Михаила Ефимовича Губонина. С внутренней стороны ее крышки поместили вышитое изображение митрополита. Деревянную сень резчики тоже создали по эскизу этого художника.