В сентябре 2021 года на 139 Тевтобургском нумизматическом аукционе был выставлен лот — полный комплект редких лагерных денег концентрационного лагеря Ораниенбург за 400 евро. Окончательная сумма продажи составила 3 400 евро + 20% (налог), то есть в общей сложности более 4 000 евро.
Достаточной причиной для того, чтобы рассмотреть эти купюры несколько подробнее, являются, кроме того, и самые ранние лагерные денежные знаки одного из первых немецких концентрационных лагерей в истории.
Об истории лагеря
Лагерь был организован 21 марта 1933 года в «день Потсдама», в центре Ораниенбурга в здании бывшей пивоварни, захваченной штурмовыми отрядами СА. В этот день в лагерь доставили первые 40 заключённых — местных коммунистов. Заключённых помещали в лагерь без каких-либо судебных решений — просто по указанию полиции.
Среди задержанных были противники режима всех политических направлений, помимо коммунистов и социал-демократов, также члены Немецкой национальной народной партии, которая в то время правила вместе с Гитлером, а также члены "Стального шлема".
На фотографии слева направо в гражданской одежде изображены председатель парламентской группы СДПГ в прусском ландтаге Эрнст Хайльманн, сын бывшего рейхспрезидента и рейхсфюрера Фрица Эберта, секретарь правления СДПГ в Берлине Адольф Браун, член совета министров А. Д. Генрих Гизеке из радиовещательной компании, директор Рейхсфюрера СС Эрнст Хайльманн, бывший президент и рейхсбанфюрер СС Фриц Эберт, член Совета министров в Берлине Адольф Браун, член Совета министров А. Д. Генрих Гизеке из радиовещательной компании, директор радиовещательной компании доктор Курт Магнус, а также интендант и диктор "Берлинского радио" доктор Ханс Флеш.
Общественное мнение о лагере, не в последнюю очередь благодаря сообщениям в местной прессе, было желательным для национал-социалистов. В конце концов, временное заключение политических противников должно было служить постоянным предупреждением, в то время как физическое уничтожение их в концентрационных лагерях ещё не рассматривалось.
Условия жизни заключенных в Ораниенбургской тюрьме один политический заключённый выразил в призыве о помощи, переданном корреспондентом голландской газеты "Zeitung Nieuwe Rotterdamsche" в сентябре 1933 года, в том числе:
"Мы — в ловушке с середины марта … Все отчёты, включая интервью не соответствуют действительности из-за страха наказания. Допросы после задержания почти всегда проводятся без света и с применением резиновой дубинки. … На данный момент здесь трое погибших … На бывших складах пивоварни. Всё влажное, заплесневелые мешки с соломой, грипп, ангина, ревматизм … Хуже всего дела обстоят с евреями, почти всех избивают при транспортировке"
В среднем заключённые содержались в Ораниенбурге от двух до трёх месяцев, некоторые были освобождены через короткое время, а другие оставались под стражей более года.
Большинство заключенных прибыли из района Нидербарним и Берлина, но в сентябре и октябре 1933 года в Ораниенбург прибыли заключённые из других лагерей (Бёргермур, Лихтенбург и Зонненбург).
После так называемого "Путча Рёма (ночь длинных ножей)" и отстранение СА от власти привели СС к захвату концентрационного лагеря Ораниенбург 4 июля 1934 года. В июле 1934 года из Дахау и Эльвангена были развёрнуты охранные отряды СС. К концу июля 1934 года лагерь был закрыт. Хотя он оставался "резервным хранилищем" ещё почти год, но больше не использовался.
За 15 месяцев существования концентрационного лагеря Ораниенбург здесь содержалось в общей сложности около 3 000 заключённых, в том числе три женщины. Погибли по меньшей мере 16 заключённых, в том числе писатель и анархист Эрих Мюзель, который предположительно покончил жизнь самоубийством.
Из ранних концентрационных лагерей только Дахау сохранился до конца "Третьего рейха" и играл особую роль в качестве "образцового лагеря". Однако закрытие концентрационного лагеря Ораниенбург не положило конец террору среди жителей маленького маркизского городка. Летом 1936 года в районе Заксенхаузен в Ораниенбурге был основан новый лагерь, и Инспекция концентрационных лагерей (IKL) руководила всей системой лагерей в Германской империи из Ораниенбурга.
Об лагерных деньгах Ораниенбурга
Особенностью раннего концентрационного лагеря Ораниенбург являются его лагерные деньги, которые до сих пор считаются наиболее впечатляющим историческим свидетельством эпохи немецких концентрационных лагерей в графическом оформлении. Они были введены в июле 1933 года лагерным руководством СА, чтобы использовать их для покрытия расходов на содержание и для уменьшения риска побега из-за изъятия действительных денежных средств.
Первоначально органы, проводящие инструктаж (например, власти или муниципалитеты), должны были сами оплачивать расходы на содержание заключённых, которых они направляли. Согласно распоряжению президента правительства в Потсдаме от 24 июня 1933 года, на одного заключённого в день приходилось 1,50 рейхсмарки. С 1 августа 1933 года штаб-квартира полиции в Потсдаме взяла на себя расходы на проживание и питание заключённых в концентрационном лагере Ораниенбург. Вероятно, это также было сделано для того, чтобы избежать госпитализации из-за «финансового бремени».
В распоряжении лагерной администрации о введении лагерных денег было указано, что все заключённые должны были сдать свои наличные деньги, которые они имели при себе. Из этой суммы 30% было удержано на лагерь, а остальная часть была выплачена в виде лагерных денег.
Аналогичным образом производились переводы денежных сумм задержанным.
Предположения о том, что лагерные деньги использовались в пропагандистских целях или даже для личного обогащения лидеров СА, более чем сомнительны.
Можно предположить, что дизайн лагерных денег в Ораниенбурге был разработан художником и скульптором Вилли Хорстом Липпертом из Ратенова. Уже в брошюре под названием "Ораниенбург", изданной в Карловых Варах в 1933 году, бывший депутат Рейхстага от СДПГ Герхард Зигер, которому удалось бежать из Ораниенбурга за границу после шести месяцев заключения, сообщил, что денежные знаки были разработаны узником лагеря, уроженцем Ратенова в районе Потсдама, который был художником-графиком. На ораниенбургских купюрах есть знак художника "Lit", поэтому он может состоять из двух начальных и последней букв сценического псевдонима Липперт.
То, что художником мог быть Вилли Хорст Липперт, вполне вероятно, тем более что летом 1933 года "Липперт, Вилли" был заключён в тюрьму в Ораниенбурге. Художник, родившийся в 1898 году в Ратенове, которого со времён "Вандерфогеля" называли просто "Хорса". Работа над оформлением серийных нотгельдов частично профинансирована его обучение в Академии искусств в Берлине. Таким образом, его имя "В.Х.Липперт" встречается, в частности, на серийных нотгельдах из Ратенова, Бельгарда, Гливица и Штольпа. Его двухнедельное «содержание под стражей» в концентрационном лагере Ораниенбург позже было названо "случайным задержанием". Вилли Хорст Липперт умер 13 ноября 1981 года в Брунсбюттеле.
Для оформления лагерных денег художник использовал мотивы из лагерной жизни, которые не встречаются ни на каких других лагерных деньгах и вообще были возможны только в этот период "ранних лагерей". Таким образом, самая минимальная купюра указывает на забор из колючей проволоки, а самая большая — на заключённого на работе (заключенные Ораниенбургской тюрьмы также привлекались для работы по муниципальным контрактам). Но самым ярким примером является 50-пфенниговая купюра в цвете и с изображением имперского орла и двух надзирателей СА и колючей проволоки времён террористической системы национал-социалистических концентрационных лагерей.
К сожалению, документально не установлено, какой компанией были напечатаны лагерные деньги для Ораниенбурга. Предположения о том, что это могла быть Имперская типография в Берлине, скорее всего, неверны. Имперская типография не использовала бумагу с водяным знаком "Hausmann-Wellen", которые использовалась для изготовления лагерных денег. Скорее, сам водяной знак дает важную подсказку о возможной типографской компании, что это относится к "Ad. H." Речь идёт не об Адольфе Гитлере, как кто-то, возможно, уже подозревал. Вот что можно прочитать у Келлера в его работе 1955 года о немецких ценных бумагах с водяными знаками. Келлер написал:
"Hausmann-Wellen. Этот узор (яркие параллельные волнистые линии) полностью повторяет "Lippstadter Wellen"; только здесь дополнительно размещены овальные таблички с буквами Ad. H. попеременно горизонтально или перпендикулярно. Этот узор находится под защитой типографии А. Д. Хаусмана в Берлине SW 68, которая напечатала его на некоторых мелких денежных знаках. Современная форма этого узора в светлых и тёмных тонах с восьмиугольными знаками, чередующимися справа или вертикально, встречается на банкнотах концентрационного лагеря Ораниенбург до 1933 года".
Фирма А. Д. Хаусманна из Берлина печатала банкноты для различных фирм, в том числе мелкие банкноты для хининовой фабрики Циммер во Франкфурте-на-Майне, для фирмы Зайфферта в Берлине и Эмдене, для универмага Хартунг в Берлине-Лихтенберге, для целлюлозной фабрики Оберлешен, для Мариенхютте в Котценау и Маллмиц в Силезии, а также для шахты Ильзе, шахты Гольпа и Розитцского сахарного завода, а также для бурой угольной промышленности Берлина и Нижнелузицких угольных заводов в 1922 году.
Можно с некоторой уверенностью предположить, что лагерные денежные знаки для Ораниенбурга также были изготовлены в этой берлинской типографии.
Неизвестны также тиражи этих бон. Учитывая количество заключённых (наибольшее количество заключённых было достигнуто в августе 1933 года, когда их было чуть более 900 человек), можно предположить, что было напечатано всего несколько тысяч экземпляров по номиналу.
Срок действия "лагергельдов" был ограничен лагерем. Вероятно, они просуществовали до закрытия в июле 1934 года и после этого утратили свою силу.
Интересно, что главное управление концентрационного лагеря Ораниенбурга в своё время уже передало лагерные деньги в "коллекционных целях". В качестве доказательства этого Рэй и Стив Феллер приводят в своей книге "Молчаливые свидетели" письмо от 30 декабря 1933 года, изображённое выше. Однако, как следует из заметки и подписи получателя, набор из двух присланных серий был передан музею в Бухе (позже часть Панкова, расположенная на севере Берлина и недалеко от Ораниенбурга).
Кстати, это, вероятно, единственный известный документ из концентрационного лагеря, подтверждающий выдачу лагерных денег или пособий. Квитанции о вознаграждении частным лицам задокументированы. Вероятно, и этот процесс был возможен только во времена "ранних лагерей", учитывая исключительно секретность, которой подчинялось даже положение о премиях СС.
К сожалению, из-за малого тиража и сегодняшней редкости ораниенбургских лагерных денег стали известны и современные подделки. Из-за своего особого дизайна и "популярности" среди коллекционеров банкнота номиналом 50 пфеннигов стала излюбленным предметом фальшивомонетчиков.
Лагерные деньги 1933 года
Все купюры с водяными знаками "Hausmann-Wellen", с подписями штандартенфюрера, коменданта лагеря и кассира и без даты.
На обратной стороне банкноты номиналом 5 пфеннигов изображены барак и ограда лагеря. Формат составляет около 95 х 70 мм. Печать зелёного или тёмно-зелёного цвета.
Купюра номиналом 10 пфеннигов также имеет размер около 95 х 70 мм и на оборотной стороне изображено здание бывшей пивоварни и гербовая эмблема (слева Ораниенбург, справа Свастика). Печать была выполнена в синем или тёмно-синем цвете.
Купюра номиналом 50 пфеннигов имеет размер примерно 140 х 95 мм. На реверсе слева и справа изображены надзиратели СА, в центре — Имперский орёл и колючая проволока. Печать в коричневом или тёмно-коричневом цвете.
Существуют два варианта банкноты номиналом 50 пфеннигов:
- konzentrationslagers Oranienburg
- konsentrationslayers Oranienburg
Второй "вариант" возник в результате сбоя диска и не был преднамеренным. Коричневая краска в верхней части буквы "g" сделала букву прерывистой, и создается впечатление, что это буква "y".
Купюра номиналом 1 марка также имеет размеры 140 х 95 мм. На обратной стороне изображён заключённый с лопатой на работе. Печать была выполнена в чёрно-коричневом или красно-коричневом цвете.