Как известно, в последние годы существования Советского Союза, отличительной чертой нашего государства были бесконечные очереди. Существовала даже такая присказка: если видишь длинную вереницу стоящих друг за другом людей, можешь смело к ним присоединяться. В продаже точно есть что-то стоящее. В эту категорию, с учётом глобального дефицита, в том числе и продуктов питания, входили чуть ли не все товары широкого потребления, даже хлеб, который на полках магазинов лежал далеко не всегда.
Впрочем, и в годы застоя, когда с подобного рода проблемами люди ещё не столкнулись, очереди были вполне привычным явлением. Правда, всё больше виртуальные: за хорошей мебелью, автомобилем и, конечно же, за квартирой. В зависимости от того, насколько ценно было потенциальное приобретение, время, отведённое на ожидание, исчислялось либо месяцами, либо годами, либо даже десятилетиями.
Как ни парадоксально, но жители Соединённых Штатов сегодня тоже стоят в таких виртуальных очередях. Например, за футуристической моделью электромобиля Cybertruck, который, начиная с прошлого года, производит компания Tesla. Точных данных о количестве предварительных заказов, как и об уже поставленных машинах, в открытых источниках нет, но поговаривают, что речь идёт о двух миллионах человек.
Каждый из них, к слову говоря, заплатил за эту привилегию по 100 долларов. Но это было раньше. Сейчас право забронировать за собой чудо инженерной мысли Илона Маска подорожало ровно как в два с половиной раза. Причём, что самое интересное, никто из этих людей точно не знает, когда конкретно воплотится в жизнь его мечта. Изначально Tesla сообщила инвесторам, что планирует изготавливать от 250 до 500 тысяч экземпляров Cybertruck в год, но пока установленная мощность завода Giga Texas, на конвейерах которого собирают данную модель, составляет всего 125 тысяч единиц.
Конечно, в теории топ-менеджмент корпорации может задействовать и другие производственные площадки, ведь, очевидно, что такими темпами обязательства перед потенциальными клиентами будут выполнены совсем не скоро - лет этак через двадцать. Да и то лишь в том случае, если поток страждущих резко оскудеет. Однако есть одно «но»: для наращивания объёма выпуска продукции Илону Маску потребуется огромное количество дополнительного сырья.
Даже сейчас для производства «всего лишь» 125 тысяч своих передовых машин компании нужно закупить около 14 тысяч тонн графита, 11 тысяч тонн никеля, 10 тысяч тонн карбоната лития, 1 400 тонн кобальта и 1 300 тонн марганца. Такие данные приводят эксперты консалтинговой компании Adamas Intelligence. Они также сообщают, что при нынешнем профицитном рынке и, как следствие, сравнительно низких ценах на эти металлы, никакие проблемы с поставками Tesla не грозят.
Однако в случае резкого увеличения скорости конвейера всё изменится с точностью до наоборот. Так, для выполнения миллиона предварительных заказов на Cybertruck, компании не хватит всего никеля, который добудет в 2024 году один из его ведущих производителей - швейцарский Glencore, а это примерно 90 тысяч тонн. Если же задача будет заключаться в изготовлении электромобилей для всех, кто стоит за ними в очереди, то придётся договариваться ещё и с «Норильским никелем» о поставках в Техас, как минимум, половины всей его продукции. Как известно, лидер индустрии, в прошлом году несколько снизил свои показатели, до 209 тысяч тонн.
Потребление природных ресурсов окажется ещё больше в том случае, если автовладельцы начнут в массовом порядке заказывать так называемый «расширитель запаса хода», то есть, попросту говоря, ещё одну батарею поменьше, занимающую примерно треть багажника. Сомневаться в том, что она будет пользоваться спросом, не приходится, поскольку дальность поездки на одном заряде аккумулятора в этом случае возрастает с 500 до 700 километров. Для любителей межрегиональных путешествий, коих в США немало, это бесспорное преимущество.
Впрочем, не никелем единым. Как мы уже говорили выше, для производства электромобилей требуется такой элемент, как графит, причём, в колоссальных количествах. Так вот, для выпуска миллиона экземпляров Cybertruck нужен весь его объём, добываемый на Мадагаскаре, и половина того, что производят в Мозамбике (эти страны занимают второе и третье места в списке мировых лидеров, поставляющих данный минерал на глобальный рынок).
Многие ошибочно полагают, что идея энергоперехода заключается в сокращении потребления полезных ископаемых и, как следствие, снижении антропогенного воздействия на природу. Но на самом деле это совсем не так. Внедрение возобновляемых источников энергии и электрификация автотранспорта в связи с высокой материалоёмкостью профильных технологий, напротив, требуют резкого увеличения добычи сырья. Спрос на так называемые «зелёные» металлы – медь, никель, литий, редкоземельные элементы и так далее – будет только расти, причём опережающими темпами.
Для того, чтобы поднять их из недр, шахтёрам придётся спускаться всё глубже и глубже, ведь залежи руды рядом с поверхностью Земли уже практически исчерпаны. То есть для того, чтобы фермеры или нефтяники из Техаса могли ездить на «экологичном» Cybertruck, сотни тысяч рабочих по всей планете будут вынуждены ежедневно отправляться в шахты, рисковать своими жизнями и устойчивостью экосистем.
Например, на «Октябрьском», далеко не самом большом из семи рудников «Норильского никеля», трудится около 2 200 человек. Общее же число сотрудников компании превышает 70 тысяч. Как мы уже выяснили, всего объёма металла, который флагман отрасли произведёт в течение года, едва хватит для изготовления двух миллионов электропикапов фирмы Tesla. Даже в том случае, если никто из американцев не купит «расширитель запаса хода».
Проблема в том, что во всём мире в прошлом году было продано свыше 86 миллионов новых машин. Если хоть на секунду представить, что все они на электрической тяге, то несложно понять: ресурсов для абсолютной реализации энергоперехода у нашей цивилизации нет и никогда не будет.