Это рассказ О СИЛЕ: силе духа, силе воли, силе любви, которая способна преодолеть самые страшные беды. Она дана не всем, но те, кто ею обладают, достойны уважения.
«Какой бы мы красивой были парой, мой милый, если б не было войны»
Сейчас эти фотографии являются музейными экспонатами и хранятся в квартире-музее Героя Советского Союза Зинаиды Михайловны Туснолобовой-Марченко. На предвоенных снимках Зина Туснолобова и Иосиф Марченко. Молодые люди познакомились в 1941 году, понравились друг другу, стали встречаться, планировали пожениться. Гармоничная была пара: оба красивые, статные, с сильным характером и внутренним стержнем. Зина была весёлой, очень энергичной, а её избранник отличался скромностью и молчаливостью.
В мае Иосиф ушёл в армию, служил на Дальнем Востоке. На прощание они обменялись этими фотографиями, пообещав хранить любовь и верность. Знали бы они, какие их ждут испытания!
Началась война. Иосифа Марченко перебросили на фронт. Рвалась воевать и Зина. С декабря 1941 по апрель 1942 на территории Кузбасса, а наши герои жили в городе Ленинск-Кузнецкий Кемеровской области, шло комплектование 303-й стрелковой дивизии II формирования 60-й армии под командованием генерал-лейтенанта М.А. Антонюка. В качестве военнослужащих в дивизию призывались в основном рабочие Кузбасских шахт, на шахте Емельяновская лаборантом по определению качества угля работала Зинаида.
Отсиживаться в тылу девушка не хотела, стремилась попасть на фронт. А как иначе? Ведь ещё школьницей, когда её принимали в комсомол, на вопрос «Что будете делать, если придётся Родину защищать?» без промедления ответила: «За Родину жизнь отдам».
Но в военкомате ей сказали, что без военной специальности в армии делать нечего. Чтобы добиться своего, она записалась на курсы медсестёр.
В июле 1942 года санинструктор Зинаида Туснолобова в составе 849-го стрелкового полка 303-й стрелковой дивизии прибыла в прифронтовую зону на станцию Липецк. Полк был отправлен комбинированным 120 км маршем на Воронеж, получив боевую задачу выйти на юго-западную окраину города. Как впоследствии вспоминал командир 849-го стрелкового полка майор М.К. Губанов: «Немцы открыли ураганный артиллерийский и миномётный огонь. Волна за волной шли «юнкерсы», ожесточённо бомбившие наши боевые порядки». На протяжении 180 суток дивизия вела бои на Задонском шоссе, лётном поле аэродрома, у рощи Сердце, у ипподрома, детской больницы и Коминтерновского кладбища, однако так и не могла добиться значительного продвижения. Потери были огромными.
Под вражеским огнём Зинаида спасала раненых, вынося их с поля боя на своих хрупких девичьих плечах. «Десятки раненых советских воинов вынесла с поля боя санитарка Зинаида Михайловна Туснолобова-Марченко. Её заслуги были отмечены высокими наградами – орденами Красной Звезды и Красного Знамени. Впоследствии ей присвоено звание Героя Советского Союза», - вспоминал после войны её командир М.К.Губанов.
В минуты затишья Зина писала родным: «Дорогая мама, братик Женька. Пишу вам с воронежской горящей земли. Если бы вы знали, что здесь творится. Днём и ночью стонет земля. За каждый метр идёт кровавая битва… Но вы не волнуйтесь за меня. Пуля ищет боязливых, а я же, знаете, не из таких».
Зинаиду Туснолобову пуля не брала 8 месяцев. За это время девушка вытащила из боя 123 солдата. Её последний день на войне, разделивший жизнь на до и после, наступил 2 февраля 1943 года.
Бой шёл у станции Горшечное Курской области, фашисты, взятые в кольцо, яростно пытались выйти из окружения. Зина - на поле боя, рядом с солдатами. «Командира ранило!» - услышала она крик и помчалась на помощь. Вокруг рвались снаряды, девушку ранило в ногу. Сапог стала заливать кровь, но медсестра не собиралась оставлять свой боевой пост. Встала на колени, поползла искать командира. Да не успела: Михаил Тимошенко был уже мёртв. Девушка заметила его планшет, чудом уцелевший. Доползла до него, спрятала за пазуху — и снова раздался взрыв...
Очнулась, когда немцы перешли в контратаку. «Многие фашисты ходили по полю и добивали раненых, - рассказывала Зинаида Михайловна. - Увидев это, я притворилась мёртвой. Ко мне подошёл фашист, стал бить по голове и в живот чем-то тяжёлым, думаю, прикладом. Потом в ход пошли сапоги. Я снова потеряла сознание...»
Уже поздно ночью Зинаида снова очнулась. Она не могла пошевелиться и приготовилась встретить смерть. Но судьба подарила девушке шанс: именно в это время рядом с ней проходила наша разведгруппа. Зина изо всех сил попыталась позвать на помощь, но смогла только отчаянно застонать. И её услышали! Солдатам пришлось ножами выбивать её тело из образовавшегося от крови льда.
А дальше – 15 месяцев борьбы за жизнь, восемь операций и ампутация конечностей.
Хирург свердловского госпиталя, Николай Васильевич Соколов, ампутировал девушке правую руку (до локтя). Затем – левую руку и обе ноги. В госпитале отчаянно не хватало медикаментов. Последние две операции были проведены с таким малым количеством обезболивающего, что, можно сказать, вовсе без него. «Я всё выдержу, доктор, - говорила Зина. - Только сохраните мне жизнь».
Поражённый мужеством девушки, Николай Васильевич смастерил для неё специальную манжетку на руку, чтобы можно было как-то орудовать правой рукой. Впоследствии Зина научилась ею писать. Затем врач убедил больную в необходимости дополнительной операции: на левой руке сделал сложный разрез, получилось что-то вроде двух пальцев, которые он обшил кожей. И девушка со временем смогла ими держать ложку, причёсываться и умываться.
На всю жизнь Зинаида Михайловна запомнила такой эпизод из своей больничной жизни. Она лежала в палате, которая находилась на первом этаже, окна были открыты. Мимо проходил какой-то боец, заглянул, увидел красивую девушку и пошутил: «Красавица, пойдём, погуляем». «У меня нет причёски», - ответила Зина. Она даже не заплакала. Заплакал тот боец, войдя в палату и увидев, кого пригласил погулять. Встал на колени и воскликнул: «Прости меня, сестрёнка!».
Тем временем, Иосиф Марченко очень беспокоился о своей невесте, он перестал получать письма, которые прежде приходили регулярно. И вот, наконец-то, пришла долгожданная весточка:
«Мой дорогой Иосиф! Не знаю, где и при каких обстоятельствах найдет тебя моё письмо. Пишу всё как есть, ничего не утаивая. Обманывать, ты же знаешь, я никогда не умела. Со мной стряслась непоправимая беда. Я потеряла руки и ноги. Горько и обидно остаться в 23 года инвалидом. Видимо, моя песенка спета. Будь свободным, родной. Поступай так, как сочтёшь удобным для себя. Не могу, не имею права стать преградой на твоем пути. Устраивай свою жизнь. Прощай...»
Иосиф ответил: «Милая моя малышка! Родная моя страдалица! Никакие несчастья и беды не смогут нас разлучить! Нет такого горя, таких мук, какие бы вынудили забыть тебя, моя любимая. И у радости, и у горя — мы всегда будем вместе. Я твой прежний, твой Иосиф. Вот только бы дождаться победы, только бы вернуться домой, и заживём мы счастливо. Вчера твоим письмом поинтересовался один из моих друзей. Он сказал, что, судя по моему характеру, я должен с тобой отлично жить и в дальнейшем. Я думаю, он правильно определил. Вот и всё. Писать больше некогда. Скоро пойдём в атаку. Желаю быстрейшего выздоровления. Ничего плохого не думай. С нетерпением жду ответ. Крепко люблю тебя, твой Иосиф».
Как же обрадовалась Зина, получив это письмо. У неё словно открылось второе дыхание, появилась надежда на будущее счастье.
За Зину Туснолобову!
Над военным госпиталем в Свердловске, в котором лежала Зина Туснолобова, шефствовал танковый завод. Рабочие приходили в палаты и рассказывали, как самоотверженно трудятся люди, чтобы помочь советской армии разгромить врага. Но гости не скрывали: не все выдерживают изматывающий темп, есть и те, кто опаздывает или прогуливает. И Зина, не понимающая, как можно отлынивать от работы в столь тяжелые времена, как-то попросила: «Устройте мне встречу с молодежью!»
На завод Зину принесли на носилках, бережно поставив их на танк. Приподнявшись, звенящим от волнения голосом девушка заговорила: «Товарищи! Мне 23 года. Я очень сожалею, что так мало успела сделать для своего народа, для родины. За восемь месяцев пребывания на фронте мне удалось вынести с поля боя лишь 123 раненых. Сейчас я не могу работать, не могу сражаться. У меня нет теперь ни рук, ни ног. Я вас очень прошу: сделайте за меня хотя бы по одной заклепке для танка».
После этих слов в цеху повисла тишина, которую через минуту взорвали крики и аплодисменты. Рабочие обязались к концу месяца выпустить сверх производственного плана пять танков, и в назначенный срок из ворот выехали пять новеньких «Т-34». На бортах боевых машин кто-то белой краской написал: «За Зину Туснолобову!»
После лечения в Свердловске Зина отправилась в Москву, где для нее должны были сделать протезы. Там она внимательно читала газеты и как-то отправила в одну из них письмо, рассказывая о своей судьбе: «Пусть это письмо дойдет до сердца каждого из вас. Это пишет человек, которого фашисты лишили всего — счастья, здоровья, молодости. Мне 23 года. Уже 15 месяцев я лежу, прикованная к госпитальной койке. У меня теперь нет ни рук, ни ног. Это письмо я пишу обрубком правой руки, которая отрезана выше локтя. Мне сделали протезы, и, может быть, я научусь ходить. Если бы я хотя бы еще один раз могла взять в руки автомат, чтобы расквитаться с фашистами за кровь, за муки, за мою исковерканную жизнь! Я была вашим товарищем, шла с вами в одном ряду. Теперь я не могу больше сражаться. И я прошу вас: отомстите!»
Обращение Зины было опубликовано в боевой газете «Вперёд на врага». На адрес института протезирования пришло более трех тысяч писем с фронта и на каждое она старалась ответить. На стволах орудий, бомбах, фюзеляже самолетов появились сотни надписей: «За Зину Туснолобову!»
4 июля 1944 года, в день освобождения Полоцка от фашистских захватчиков, Зине пришла телеграмма от воинов: «В эту победу вложена и частичка твоего сердца. Ты незримо присутствовала среди нас и звала нас на ратные подвиги. Мы искренне поздравляем тебя с этой победой!». Радость была двойной - освобождена малая родина, ведь Зина родилась на хуторе Шевцово под Полоцком.
Но самыми главными и самыми желанными были, конечно, письма от любимого Иосифа, в которых он утешал и подбадривал Зинаиду, хвалил за успехи, строил планы на будущее, рассказывал о своей мечте посадить яблоневый сад…
Вознаграждением за все мучения стало для Зины то, что гвардии старший лейтенант Иосиф Петрович Марченко, её Иосиф, живым вернулся с войны, правда хромая и опираясь на палочку после тяжёлого ранения. В 1946 году наши герои поженились. Зинаида стала Туснолобовой-Марченко.
Подвиг длинною в жизнь
Сначала молодая семья поселилась в Ленинске-Кузнецком. В 1946 году у них родился первенец, в 1948-м еще один сын. Но соседка, помогавшая ухаживать за детьми, оказалась больна открытой формой туберкулеза. Малыши умерли от инфекции.
После этой трагедии супруги решили уехать в Полоцк, где, наконец, начали сбываться их мечты – о своём доме, большом яблоневом саде, семейном счастье. В 1951 году у пары родился сын Володя, в 1960-м – дочь Нина.
Иосиф Петрович работал директором артели «Пищевик», несмотря на занятость, всегда находил время помочь любимой жене: гладил платья, управлялся с хозяйством, в буквальном смысле носил её на руках. Зинаида и Иосиф были заядлыми грибниками. Грибов собирали много, сушили и отправляли родственникам и друзьям. «Маму отец обожал: увидит первый цветок или ягоду — ей несёт. Думаю, мама всегда чувствовала себя любимой», - рассказывал сын Зинаиды и Иосифа Владимир.
Зинаида Михайловна была членом горкома партии и депутатом горсовета, вела активную общественную работу: помогала найти жилье, устроить ребенка в детский сад, достать лекарства, часто выступала в военных частях, школах, на предприятиях.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 декабря 1957 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны Зинаиде Михайловне Туснолобовой-Марченко было присвоено звание Героя Советского Союза.
В 1965 году Международный Комитет Красного Креста наградил Зинаиду Михайловну медалью Флоренс Найтингейл. Она стала третьей советской медсестрой, удостоенной этой почётной награды.
Несмотря на высокую должность Иосифа Петровича, всесоюзную известность и награды Зинаиды Михайловны, семья жила скромно. Владимир Иосифович вспоминал, что телевизор увидел лишь в восьмом классе.
Именно мама настояла, чтобы он отслужил в армии, хотя два инвалида в семье могли быть основанием к освобождению от воинской службы. «Мама трудилась с утра до вечера. Никогда не жаловалась на трудности. Наоборот, старалась поддержать, приободрить каждого, кто обращался к ней за помощью. Всегда была аккуратной, подтянутой, во всем старалась видеть позитив. Отец был человеком скромным, молчаливым. Мы с сестрой в него. А вот мама же всегда в центре внимания, веселая, энергичная и жизнерадостная. На праздники к нам собиралось по 30 человек», - рассказал Владимир в одном из интервью.
Никогда, ни на один день Зинаида Михайловна не забывала доктора, подарившего ей вторую жизнь. Вот одно из писем Николаю Васильевичу: «Мы с Иосифом вернулись в Полоцк, посадили сад. Может быть, это и есть счастье? Чтобы вот так раздольно цвёл сад и росли дети. Подумать только, Вовочка уже в восьмом классе, а Нинка-егоза последний год ходит в детский сад. Сейчас поздний вечер, моя шумная семья угомонилась, все спят, а я пишу Вам письмо. Вся моя семья желает Вам, дорогой мой доктор, здоровья, счастья, больших успехов. Приезжайте к нам летом на яблоки, Николай Васильевич! Забирайте всю семью с собой! Будем ездить в лес по грибы, на рыбалку. А главное — Вы увидите, как я самостоятельно научилась стряпать, топить печь и даже штопать ребятам чулки. Горячо любящая вас Зинаида».
Летом в доме непрерывно сменяли одна другую делегации из Сибири, Украины и других уголков Союза. За день могли приехать три группы. Бывали и иностранцы. Письма приходили сотнями. «Налёты» журналистов семья переносила стоически: Иосиф, ненавидящий публичность, старался сбежать на работу или рыбалку, а Зинаида Михайловна всех принимала.
Умерла Зинаида Михайловна от воспаления легких в 59 лет, 20 мая 1980 года. Через семь лет ушел из жизни Иосиф Петрович. Хорошо, что они успели понянчить внучку. На надгробии отца дети выбили надпись, которую он сам для себя подобрал: «Бескорыстно жизнь прожившему».
Благодарю за прочтение. Делитесь своими мыслями в комментариях. Татьяна.
Источник: Жизнь и судьба Зинаиды Туснолобовой