Вот привыкли сейчас люди к крикам из каждого утюга о том, что ко всем-всем детям любого возраста, стиля, масти, воспитания и уровня развития должен быть индивидуальный подход. Да-да, у каждого педагога!
Даже если в той же группе сада или в классе школы как минимум 35 человек, то воспитатель (учитель) просто обязан этим индивидуальным подходом окутывать каждого ребенка. Индивидуально, но одновременно, о как...
Скажете, нелегкая задачка? Ну нееет, вы, господа, на это учились, так что спросим с вас по полной. Не отвертитесь.
В спецучреждении для детей с ОВЗ, где я работаю (кружковым педагогом), этот самый индивидуальный подход - так вообще основа основ всей нашей деятельности! Хоть в трехнедельных стационарах, хоть в полустационарах (с детсадовским режимом).
Ведь наши воспитанники (ребята с ментальными и иными нарушениями) действительно дети ну очень особенные. Они и на обычных детей не всегда похожи, да и друг на друга тоже.
Такие разные люди, что индивидуальный подход со стороны персонала осуществляется "по умолчанию" и уже запрограммирован в самом коде работы учреждения.
Но!
Естественно, некоторые родители наших особенных деток, привыкшие к особому вниманию, почтению и бережному отношению со стороны "обслуживающего персонала" в любой точке Земли, все равно, приходя на процедуры к нашим медработникам или на занятия к специалистам, сетуют на недостаточность этого самого индивидуального подхода и требуют, чтобы именно к их ребенку отнеслись особенно внимательно и сердечно, ведь ОН - особенный.
А что если ВСЕ детки здесь особенные?
Да, конечно, они - тоже особенные, но не такие особенные как мой! Поэтому, советую проявить к нему максимум уважения, терпения и милосердия.
Это нормально!
- Никто не удивляется, что таким вопрошающе-угрожающим родителем является каждая третья сопровождающая мамочка, которая ложится к нам в стационар с ребенком.
- Никто не удивляется безошибочно работающему закону: чем тяжелее и "запущеннее" ребенок, тем абсурднее требования родителя.
- Но НИКТО не отказывает ни одному ребенку в помощи и применяет таки к каждому индивидуальный подход! Но только в соответствии со спецификой работы учреждения и с самой нозологией (если будут предупреждены каким-нибудь добрым человеком), а не с капризами сопровождающего родственника.
И еще один моментик! Вот тут – внимание!
Иногда случаются такие ситуации: не ропщут, не бьют пяткой в грудь и молча соблюдают "общий режим" именно те дети (и родители), к которым действительно нужен самый настоящий (и осторожный!) индивидуальный подход!
И еще: заметила, что как раз такие люди этот подход и не любят… и всячески его избегают.
Вадим, мама и младшая сестра
Уникальные люди, которые, без тени лукавства, запали в душу всему персоналу нашего учреждения.
Одни из 1500 в году, пожалуй! Удивительный мальчик, милейшая девочка, замечательная мама, потрясающая семья. О как!
Вот, кстати, учитывая особенности ЭТОГО ребенка (мальчика), здесь действительно нужен к человеку не только умопомрачительно какой индивидуальный подход (без сарказма), но и постоянное наблюдение, наполненное переживаниями! Или даже больше...
Вадим
Очередной воспитанник нашего учреждения. Подросток 14-ти лет. Красивый, высокий, кудрявый парень с выразительными глазами.
Находится на домашнем обучении, т.к. в школу ходить ему противопоказано.
Поначалу нас (педагогов, не предупрежденных о диагнозе Вадима) вообще удивляло и настораживало, что этот мальчишка делает в нашем заведении. Интеллект - вполне себе соответствует возрасту, речь - замечательная, руки-ноги - на месте, зрение - тоже в порядке. Ну и ведет себя на редкость прекрасно: культурный, вежливый, не наглый.
Лежал у нас в стационаре с мамой и младшей сестрой (9 лет, речевые нарушения).
Ну, может быть, мама просто "до кучи" Вадима в стационар забрала, а основным звеном была сестра? Но… "более-менее обычные" дети у нас имеют право лежать лишь в том случае, когда в их семье есть официальный ребенок-инвалид. И то, всё равно требуется направление от какого-нибудь врача-специалиста, таковы правила.
Но… сестренка у Вадима - не инвалид. Да и по Вадиму - ну вообще ничего не скажешь. Парень как парень.
И на занятиях - настоящая "отдушина" (редкий ребенок, с которым занятия идут и приятно, и плодотворно). Кстати, по просьбе мамы, ставили их на занятия вместе с сестренкой. Несмотря на разницу в возрасте детей, никто до мамы не докапывался с вопросами: если хотят - пусть так и будет.
А волноваться-то было из-за чего!
Еще как! Потому что мальчишка был с "эпи"-историей! И никто-никто нам об этом не сказал! Нельзя же, блин-блинский, диагнозы сообщать! А ведь… это же не блажь педагогов, а безопасность в первую очередь самого Вадима, и, соответственно, подстраховка "нижних полушарий" диагностов и курирующего врача.
Но… вот так у нас действует программа! Тоже через нижние полушария! Всё узнаём только по опыту или лично от мам (и то, умоляя мам никому не говорить о том, что они сами, по собственной воле, делятся с нами информацией).
У дефектолога
Урок вела та дефектолог, которая в одной из публикаций "кукушечку провожала".
Когда Вадим на занятии с дефектологом собирал объемную деревянную тетрис-головоломку (типа "никитинского" куба), ничего не предвещало беды.
И тут дефектолог заметила, что движения Вадима стали немного несуразными, взгляд - безучастным… В это же время сестренка Вадима сжала его руку:
- Вадик, посмотри на меня!
И, когда Вадим посмотрел, дефектолог увидела, что у него веки дрожат… Но, тем не менее, он был вменяемый, разговаривал, хоть и медленно.
Например, осознанно попросил дефектолога выключить свет. А потом - медленно дошел с сестрой за руку до диванчика: она - села, и он прильнул к ней, положив голову ей на колени…
Всё так спокойно, непринужденно, как будто в сотый раз. Но при этом пальцы Вадима неестественно дрожали. Только пальцы.
Дефектолог - рванула к двери и нажала кнопку вызова медиков. Да, по инструкции надо именно так! И врач с медсестрой оперативненько прибежали с чемоданчиком. Тоже по инструкции!
Всё нормально. Обошлось.
Дефектолог говорит, чуть сердце не выпало, аж плакала сама. Не только с перепугу, а… от самой картины.
Вадим, когда "продышался" и успокоился, грустно и укоризненно сказал дефектологу:
- Ну Светлана Егоровна, ну зачем вы панику подняли? Не надо волноваться, я сам знаю, как справляться в эти моменты. Мы все, вместе с мамой каждый день учим, как надо действовать, когда чувствуешь что-то не так.
И сестренка - тоже, без переживаний, спокойно сидит и нежно брата за ручку держит.
В итоге, врачу с медсестрой ничего делать не пришлось, они просто аккуратно придерживали Вадима, когда тот лежал на боку на диванчике. О чем-то мило его спрашивали, а Вадим им говорил:
- Всё нормально. Всё нормально. Вы только маме не говорите, пожалуйста. А то она плакать будет.
Дефектолог уверена, что в этот момент все тётеньки, находившиеся в кабинете, тоже плакать захотели.
А на вопрос "Где ваша мама?", Вадим ответил:
- Она сейчас в палате отдыхает. Пусть поспит. Вы лучше МНЕ расскажите, что сейчас надо делать, а маме - нельзя говорить!
- Почему маме нельзя? - спросила врач.
А Вадик сказал:
- Потому что я - мужчина, я должен сам справиться. А они у меня - девочки! Их грузить - нельзя. Вы не думайте, я умею справляться, у меня получается.
Вот действительно, ВЕРЮ! Верю дефектологу, которая сказала, что "уревелась" после этого занятия. Думаю, я бы тоже не сдержалась.
Но, как бы там ни было…
Понимаю и признаЮ, что знаний в этой области у меня "кот наплакал", ибо я - не медик. И обучали нас разве что первой помощи при ушибах и мелких травмах. Но вот когда у тебя на глазах к человеку может нагрянуть приступ… вот это уже страшно!
И, опять же, исходя из того, что я об этом практически ничего не знаю… я всегда думала, что если состояние такого человека в какой-то момент меняется, то это значит, что кнопка уже "щелкнула" и механизм уже запущен… то есть, обратно его развернуть уже не получится и процесс - все равно неумолимо пройдет весь путь… Или я ошибаюсь?
А может, наш Вадим - действительно уникальный человек, сильный и волевой? Наверное именно таких ребят с чистой совестью можно называть особенными…
Вам же, дорогие читатели, здоровья и доброго внимания близких.