Найти в Дзене

Как и зачем я кошмарю студентов или почему препод на темной стороне?

Оглавление

Снова с вами я, Устинова Наталья Николаевна .

Сегодня разговор пойдет о самом страшном - о предзащите ВКР!

Сразу скажу, что никто и ничто изменить не в силах. Предзащиты проходить будут и они останутся самым страшным воспоминанием в жизни студентов.

Почему самым страшным является именно ПРЕДзащита ВКР? Почему не защита ВКР?

Дело в том, что именно на предзащитах собираются все члены кафедры и торжественно кусают студента за все части...ВКР. Мы выискиваем несостыковки, задаем неудобные вопросы, ищем (и не находим) логику в изложении... Одним словом, мы намеренно роем! А если очень хотеть докопаться, можно найти несостыковки везде! Если очень хотеть "макнуть" человека, то повод обязательно найдется. Найти может и один человек (условный руководитель ВКР), а если нас собирается толпа и мы целенаправленно роем! ВОООТ! Обязательно найдем!

И да, мы злые, грозные, противные в тот момент! Нет на предзащитах добрых и милых преподавателей, есть злыдни, которые целенаправленно говорят гадкие вещи студенту. О доброте я уже писала вот тут:

А сейчас угадайте, кто самая злая злыдня на кафедре? Кого боятся на предзащитах больше всех? ДАААА! Это я! Самая гадкая сущность!

Я вообще никогда не отличалась добрым нравом, миленькой не была даже в детстве. Я скорее злыдня, недаром моими любимыми растениями являются вереск и чертополох, презираю розы и хризантемы, не понимаю, почему их так много в цветочных салонах... Мой мозг не заточен на доброту в прямом понимании: бабушек через дорогу не перевожу (если не просят), советов не раздаю (если не просят), не помогаю (если не просят), ни за кого ничего не делаю (даже если просят)...

Шедеврам это видит так
Шедеврам это видит так

А еще я говорю правду в глаза! Могу творить настоящую гадость: говорить в присутствии человека о нем в третьем лице! Прямо - ФУ! Но я так делаю и буду делать! И нет, не хвалить, а именно говорить плохо: он лжет, он ленится, он ничего не понимает, потому что не пытается понять, он ничего не знает, у него стерильный мозг в области педагогики и методики! Да! Говорю такие страшные вещи! В лицо я говорю это же!

Вопрос: почему? Зачем?

Отвечаю: это такая стратегия! Я хочу заставить вас, дорогие мои студенты, ненавидеть меня и начать доказывать, что вы не такие! Хочу заставить вас начать действовать! Сбросить вашу инфантильную позицию! Подправить ваши короны, которые уже царапают небеса! Убрать или хотя бы минимизировать гордыню (хех, не свою, вашу, моя мне нравится)!

На вопрос ЗАЧЕМ я ответила, переходим ко второму - КАК я кошмарю студентов на предзащитах. Попутно небольшие советы, как сделать так, чтобы мне было трудно придраться и я НЕ кошмарила на предзащите.

Первое с чего начинаются "цеплялки" к студенту - это визуализация работы. Важно сделать так, чтобы мой глаз ни за что не зацепился! Это очень сложно!

Визуализация здесь в трех моментах: текст ВКР, презентация, внешний вид студента.

Начнем с последнего, т.к. это самое не важное.

Внешний вид студента на предзащите (защите ВКР)

Почему-то студенты думают, что на защите надо выглядеть хорошо, а предзащита - это просто промежуточный этап и не так важно, как выглядеть.

Скажу одно - не хотите лишней цеплялки - задумайтесь над своим внешним видом! Причем мы не скажем, что не довольны именно внешним видом (если, конечно, вы не проявите личное творчество, тогда точно сделаем замечание), просто мы будем усерднее рыть, искать к чему бы еще придраться!

Важно на предзащитах иметь человеческий облик! Не надо надевать спортивный костюм, пижаму, кегуруми (иногда предзащиту назначают и на 1 апреля), вызывающий наряд и макияж, шорты и растянутую майку (летом). Не следует фриковать, нам не нужно устраивать косплей на предзащите (конечно, если это не по теме ВКР). Здесь есть видео, где студентка в сарафане и кокошнике защищает ВКР. Но там и тема была - "Использование элементов народной педагогики в обучении физике". Кто не видел, заходите, весело и интересно! С гордостью отмечу, что София писала работу под моим руководством! Мы обе - авторы этой защиты!

Против джинсовой одежды лично я ничего не имею, считаю, что зря джинсы запрещают носить в школах, это очень удобно и выглядит отлично!

Не возражаю я и против разноцветных волос, яркого маникюра. Сама зачастую экспериментировала. Не так, конечно, как на фото (волос жалко), но была и блондинкой и жгучей брюнеткой, сейчас вернулась к истокам. Главное - соблюдать меру во всем!

Автор этого блога в какой-то дико боевой раскраске
Автор этого блога в какой-то дико боевой раскраске

Просто помните, что вы должны быть опрятными и аккуратными.

Переходим ко второму пункту: текст ВКР

Чтобы текст не "цеплял глаз", его нужно оформить в четком соответствии с нормоконтролем!

На этом бы остановиться, да не могу! Дам несколько рекомендаций, а про нормоконтроль напишу отдельную статью.

Смотрите, что особенно цепляет:

1) полужирное выделение слов в тексте ВКР. Если есть такое, знайте, точно увидим, остановимся и прочитаем внимательно. Ведь если вы это выделили, значит это важно, надо читать!

СОВЕТ: используйте курсив и будет вам счастье!

2) таблицы. Я на любых таблицах останавливаюсь, потому что люблю их читать. Там все четко, логично, понятно! Увы и ах, но студенты делают отвратительные таблицы, заполняют их абы как и думают, что у них все хорошо, ведь они используют еще одну форму представления информации!

СОВЕТ 1: очень внимательно просматривайте соответствие того, что написано в ячейке, тому что обозначено в столбце и строке. Ячейка находится на пересечении, поэтому то, что написано внутри должно отражать заголовки и столбца, и строки!
СОВЕТ 2: помните, что я знаю, что такое формы, методы, приемы и средства, понимаю, что к ним относится, а что - нет! Кроме того, я понимаю, что означают слова "критерий", "показатель", "вид", "тип", "род" и т.п. Что не знаю, уверяю вас, поисковой строкой умею пользоваться! Читайте то, что написали! Думайте над каждым словом!

3) схемы, рисунки, модели, формулы, графики. Редкий студент может сам придумать и нарисовать красивую схему (модель). Обычно это корявые корявки. Очень люблю цеплять эти замечательные объекты творческого использования векторной графики. Обычно схема наглядно демонстрирует не только понимание автором контента, но и то, из какого места растут руки у человека!

СОВЕТ 1: не надо использовать объекты SMART-ART! Они интересные, пока вы не наполните их текстом!
СОВЕТ 2: если схему взяли их чьей-то работы - это хорошо и можете выдохнуть, претензии все будут к автору! Главное для вас - не забыть указать ссылку и ФИО автора.

4) неверно оформленные ссылки на использованные источники. Народ, это просто жуткая жуть! Вот читаю текст: "Автор Н.Н. Устинова в своей нетленке нам, смертным, повелела... [5]" и стоит ссылка с цифрой 5. Ну как так? Ну где 5, а где буква У? Ну думать же надо! Не может быть в ВКР всего 6 источников в списке литературы! Или не может моя книга (статья) быть настолько высоко в списке, если я там единственный автор! Вот если бы было так: "В своей статье В.Е. Евдокимова и Н.Н. Устинова высказали мнение о том, что... [5]". Вот тут ДААА! Не зацепится взгляд! Потому что буква Е (Евдокимова) шестая в алфавите.

СОВЕТ 1: делайте сразу сортировку в списке литературы по алфавиту!
СОВЕТ 2: сделайте ссылки на источники автоматическими! Тогда они не собьются в тексте!

5) неграмотное использование неразрывных пробелов. Об этом уже дважды говорила, повторять не буду, читайте здесь. Это правда бросается в глаза! И хорошо, если это в тексте встречается 1-2 раза, а если это частое явление - ловите!

СОВЕТ: Читайте мои статьи и будет вам счастье!

Много что еще цепляет в тексте ВКР, но об этом я напишу отдельную статью.

Презентация, как особый повод покошмарить студента

Дорогой мой читатель наверняка понимает, что у меня есть диплом учителя информатики (более того, я кандидат наук по теории и методике обучения информатике), поэтому особую симпатию вызывают люби, которые могут грамотно оформить слайд-шоу (презентацию) к защите ВКР.

Не очень люблю слово "презентация", которое употребляется сейчас в значении "слайд-шоу", но ничего сделать не могу. Презентация - понятие более широкое, я об этом еще буду писать.

Пока поговорим о продукте, созданном в программе MS PowerPoint или LibreImpress. Студенты предпочитают MS PowerPoint, хотя, как по мне, так разницы совсем нет.

Что раздражает в презентации:

1) фон. Уж сколько всего написано, сказано, все бесполезно! Все равно черный и красный цвет очень любят! Я тоже люблю эти два цвета! Но надо же понимать, что комиссия должна быть настроена к вам ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНО, или хотя бы нейтрально! А тут вы с вашей красной тряпкой! ЗАЧЕМ? Какую цель мы преследуем?

СОВЕТ: фон презентации на предзащиту сделайте БЕЛЫМ! Про защиту обговорите с руководителем! Там все по-другому! Об этом тоже скажу и напишу!

2) цвет букв. Аналогично фону: некоторые цвета НЕ НАДО использовать! Понятно, что цвет букв должен контрастировать с цветом фона! Задумайтесь! Если мой предыдущий совет взяли на вооружение, значит буквы должны быть?..

СОВЕТ: цвет букв на БЕЛОМ ФОНЕ - черный или темно-синий!

3) размер букв. Чтобы понять минимальный размер букв, необходимо знать, где будет проходить предзащита/защита. В небольшой аудитории, где от последней парты до доски не более 5-7 метров, минимальный (комфортный) размер - это 18 пт.

СОВЕТ: не поленитесь, придите в аудиторию, попробуйте, поэкспериментируйте! Сядьте в самый дальний угол аудитории и посмотрите, видно ли текст? Хорошо ли он читается?

4) фоновые или контекстные картинки (фото ученых, схемы, чертежи, графики и т.п.). Изображения, которые привлекаются в качестве фоновых, должны быть едва уловимыми, не отвлекающими. Контекстные рисунки должны быть уместными, рядоположными, качественными, статичными.

СОВЕТ 1: на предзащите НЕ НАДО на фон помещать изображения. Напоминаю: просто БЕЛЫЙ фон! Про защиту - отдельная песня, все вопросы к руководителю!
СОВЕТ 2: качественные рисунки, схемы получаются в векторном графическом редакторе. Если изображение растровое, обратите внимание на разрешающую способность (количество точек по вертикали и горизонтали), эту характеристику обычно указывают в поисковом окне.
Скриншот сделан для того, чтобы показать, где указывается данная характеристика изображения
Скриншот сделан для того, чтобы показать, где указывается данная характеристика изображения

5) смена слайдов по времени, а не по щелчку. Это как надо отрепетировать, чтобы доклад и смена слайдов были синхронизированы! На защите такое бывает редко, а на предзащитах, где мы в любой момент можем вопрос задать, вообще невозможно!

СОВЕТ 1: настраивайте смену слайдов "по щелчку левой кнопки мыши"!
СОВЕТ 2: попробуйте поработать с интерактивной панелью, чтобы понять, как переключать слайды с ее помощью. У нас не будет мыши на предзащите!

6) анимированные действия, настроенные для объектов. Это полный, безоговорочный проигрыш! Поверьте, не надо настраивать анимацию для объектов! Не нужны всплывающие тексты, появляющиеся картинки, крутящиеся фоны и т.п. Не нужны и необычные переходы между слайдами! ЭТО ОТВЛЕКАЕТ И РАЗДРАЖАЕТ! Совета не будет! Не хотите оплеуху от меня, не делайте! Те, которые из разряда жертв и тех, кто любит, чтобы его ругали-обижали (ну вы поняли, о ком я, это слово не могу употребить на этой платформе), обязательно сделайте и добро пожаловать в ваш персональный ад, вы ж это так любите! Я его вам устрою обязательно!

Самое главное, дорогие мои читатели, отбросьте мысль о том, что мы поглощены в чтение текста, поэтому не видим ни вас, ни вашей презентации. Или наоборот, если я смотрю внимательно презентацию, значит к тексту прискребаться не буду! Забудьте! ЭТО БРЕД!

Смотрите, как это работает:

Помним главное:

  • моя задача состоит в том, чтобы вас кошмарить!
  • ваша задача - отбиться!

На предзащите смотрим на главную злыдню (ну, вы поняли, на меня) и делаем выводы:

Если я читаю ваш текст, то с вашим внешним видом все в порядке, ваша презентация меня не цепанула, расслабляемся чуток на этот счет (но не до конца).

Если я быстро перелистываю текст, не вчитываюсь, просто просматриваю, значит выдыхаем, там меня ничего не цепануло, все более или менее ровно.

Если я взяла ручку и правлю, расслабляемся, меня зацепило что-то из оформления.

Если я пишу на отдельном листе - напряглись, значит контент меня не устраивает, у меня есть серьезные вопросы.

Самое страшное или самое радостное, если я читала-читала, а потом села и глядя на вас слушаю доклад! Вот тут два варианта: я наслаждаюсь или я очень злая!

Если первое - у меня не будет вопросов, и мы вас быстро отпустим.

В вот если второе - ну, что могу сказать... Беги, Форрест, беги! Или прячься! Не знаю! Или возьми себя в руки, скажи себе: "Я - волк, они (мы) - овцы, я сейчас их всех съем!" и борись, доказывай, не молчи!

Главная фраза в этом случае: "в данный момент я не готов(а) ответить на этот вопрос, мы с руководителем обязательно рассмотрим, предложенный вами аспект". Ну или что-то вроде того! Но это не надо говорить как мантру! Иначе будете выглядеть жалким, а этого допускать нельзя!

Напоследок сказать могу одно: плохо тем, у кого я ни разу не видела работу, кто не столкнулся со мной на предзащите! Потому что те, кто прошел через это могут выдохнуть, все самое поганое позади, на вашей защите ВКР от меня вы не услышите ни одного вопроса! Ну, а те, кого не коснулся мой черный плащ, получат эту "прелесть" на самой защите ВКР летом! ОНО ВАМ НАДО??? Задумайтесь!

Скоро вновь предзащиты! Могу пожелать лишь одного - быть уверенными в том, что мне не удастся вас закошмарить. А для этого нужно сделать над собой усилие и дописать ВКР!

А на сегодня это все! Всем спасибо за внимание! Пожелайте моим выпускникам удачи, видите, какая им трудная зав.каф досталась!

Если понравилось, переходите по ссылкам и читайте мои статьи:

С вами была я, Устинова Наталья Николаевна. Надеюсь, что мои тексты вам помогают! Всем привет!

ЗА ОДОБРЕНИЕ СТАТЬИ - ОТДЕЛЬНАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ и улыбка автора! СТАВЬТЕ👍, мне будет приятно, а вам, может быть, полезно!

Уважаемые студенты, учителя! Подписывайтесь на канал Дзен кафедры ФМиИТО, и будет вам счастье!