Слышали ли вы когда-то это страшное слово - нормоконтроль? Те, кто понимает о чем я, наверняка вспоминают о его прохождении с ужасом! Представляете, а я вынуждена бороться по ту сторону баррикад, а именно на стороне зла Нормоконтроля.
Вот вроде информатику изучают с 7 класса, компьютеры есть у всех, смартфоны в руках, а тексты оформлены ужасно! Как так?
А ведь я читаю не просто тексты, а выпускные квалификационные работы, которые оформляются по требованиям. Подобные требования у рефератов, многих отчетов, проектов и т.п.
Перепробовала массу разных способов, чтобы выполнялись требования нормоконтроль, пробую писать статьи в Дзен, вдруг выстрелит?
Здравствуйте, снова с вами я, Устинова Наталья Николаевна.
Представляю магические способы, с помощью которых нормоконтроль пройдете незаметно!
Итак, поговорим о требованиях, которые обычно предъявляют к оформлению текста. Называются они по-умному: нормоконтроль!
Нормоконтроль — это контроль за разработкой документации в соответствии с нормами, требованиями и правилами, установленными нормативными документами
Зачем это нужно?
Для достижения единообразия в оформлении, учёте, хранении, изменении документации (в том числе курсовых работ, проектов, выпускных квалификационных работ).
Полезно ли это? Несомненно, да! Причем, и для студента, и для организации (например, кафедры вуза). В документах организации будет порядок на полках, а у студентов - в головах!
Не будем тянуть мое нелюбимое животное за хвост, сразу к делу...
Итак, нормоконтроль предполагает предъявление требований к структуре документа, а так же оформлению:
- титульной страницы,
- оглавления,
- ссылок,
- самого текста,
- таблиц,
- рисунков (схем),
- формул.
Рассмотрим основные пункты и сразу даю лайфхаки по упрощению жизни.
1. Подготовим шаблон ВКР (работаем над структурой и автоматически обновляемым оглавлением).
Это очень удобно, кроме того сам студент сразу сможет ориентироваться в работе (не будет вспоминать: "а о чем же дальше буду писать?..").
В документе нормоконтроля указаны формальные параметры, которые лучше настроить сразу. Цитирую пример:
Работа должна быть подготовлена на компьютере и распечатана на листах белой бумаги формата А4 на одной стороне листа. Текст набирается шрифтом Times New Roman размером 14 пт через 1,5 интервала. Абзацный отступ (отступ первой строки) равен 1,25 см.
Сразу оговорюсь, что все алгоритмы даю для MS Word, как показывает практика, борьба с коммерческим программным обеспечением была у нашего министерства не равной, и со счетом 1:0 победил народ, который выбирает Word.
Алгоритм действий:
1. Открыть новую страницу в MS Word.
2. Сразу настроить поля, шрифт, выравнивание и все прочее. лучше сразу установить все настройки по умолчанию (рис.1, 2).
Настроили? Смотрим дальше...
Чаще всего кроме темы ВКР руководитель дает план и цель работы. Иногда это делает сам студент, но все эти элементы тщательно изучаются преподавателем и его "одобрямс" позволит работать дальше.
Допустим, у студента есть тема и план (этого вполне достаточно для создания шаблона.
Начинаем работать над структурой. Для этого берем план ВКР, который у вас есть и:
1) копируем его на чистый лист (рис.3);
Пункты плана, которые вы скопировали - это и есть элементы структуры, их мы сделаем таковыми с помощью инструментов линейки ССЫЛКИ. А потом уже будем настраивать автообновляемое оглавление.
2) устанавливаем курсор в абзаце, где написано слово "ВВЕДЕНИЕ", выбираем на панели инструментов линейку ССЫЛКИ и на панели ОГЛАВЛЕНИЕ (слева) применяем инструмент ДОБАВИТЬ ТЕКСТ - УРОВЕНЬ 1 (рис.4).
Все пункты плана, которые являются первым (верхним) уровнем в структуре работы, необходимо выделить именно по этому алгоритму. Верхний уровень в ВКР - это введение, главы, заключение, список использованных источников и приложение. Кроме первого, в ВКР есть и второй (подчиненный) уровень заголовков, а именно - параграфы (1.1, 1.2, 1.3, 2.1, 2.2, 2.3). При работе с ними нужно выбрать УРОВЕНЬ 2.
Не пугайтесь, скорее всего текст окрасится синим цветом (рис.5), вы это позже исправите!
3) сейчас нужно переместить каждый (или почти каждый, т.к. название глав от первых параграфов не отделяются) заголовок на новую страницу. Для этого устанавливаем курсор в начало строки (перед словом ВВЕДЕНИЕ) и выбираем линейку инструментов ВСТАВКА, панель СТРАНИЦА (слева) - РАЗРЫВ СТРАНИЦЫ (рис.6).
Это действие нужно повторить несколько раз. Вы должны переместить на новую страницу:
- главу 1 и параграф 1.1. (их не разделяйте, они будут вместе на одной странице),
- параграф 1.2.,
- параграф 1.3 (если он у вас есть),
- главу 2 и параграф 2.1. (они тоже на одной странице),
- параграф 2.2.,
- параграф 2.3.,
- заключение
- список использованных источников,
- приложение (если есть).
В итоге должно получиться несколько страниц с заголовками. Далее вы будете просто заполнять все эти элементы содержанием.
Но это еще не все! Смотрите, что мы с вами сделали в итоге (рис. 7):
Мы сделали навигацию в документе! Но где же эта панель, которую я сейчас вам показала? Смотрите:
1. На линейке инструментов ГЛАВНАЯ выбираете команду НАЙТИ, которая располагается на панели РЕДАКТИРОВАНИЕ (крайняя справа). Смотрите рис.8.
2. Появится (слева) панель НАВИГАЦИЯ. На ней активной нужно сделать вкладку ЗАГОЛОВКИ (хотя остальные тоже интересны, мы пока будем работать с этой вкладкой). Смотрите рис.9.
3. Сейчас вы можете быстро переходить к нужному элементу структуры ВКР. Для этого просто нажмите на нужное название на панели навигации!
Здорово?! Поехали дальше!
После завершения работы над структурой, создаем автообновляемое оглавление в ВКР. Для этого в документе нужно поставить курсор на первый (чистый) лист и выбрать линейку инструментов ССЫЛКИ, далее на панели ОГЛАВЛЕНИЕ необходимо выбрать в раскрывающемся списке команды ОГЛАВЛЕНИЕ любое автособираемое (из двух первых, т.к. у нас только 2 уровня текста). Смотрите рис.10.
У вас появилось оглавление, которое отслеживает ВСЕ изменения в тексте. Например, изменили название параграфа (делайте это не в оглавлении, а в тексте ВКР!), оглавление обновите и все готово! Чтобы обновить оглавление нужно выделить его и нажать кнопку ОБНОВИТЬ ОГЛАВЛЕНИЕ.
Дорогие подписчики, хотите узнать:
- Что такое и как убрать "висячие строки",
- как быстро избавиться от ненужных символов,
- что такое "нулевые отступы и интервалы" и как это сделать,
- Как сделать так, чтобы, не расширяя границ таблицы, впихнуть в одну строку узкой ячейки дополнительный символ,
- И многое другое...
Тогда подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить публикации!
Дорогие подписчики канала, очень скоро стартует мой новый проект в телеграмм, он уже будет лично моим. Там я буду работать с конкретными вещами, именно там опубликую ценные советы, алгоритмы, свое видение проблемы написания учебно-исследовательских проектов.
А на сегодня все. Ждите продолжение
С вами была я, Устинова Наталья Николаевна. Надеюсь, что мои объяснения помогли!