Зима отступать не хотела и в последние февральские деньки ударила такими морозами, каких и в январе не бывало. Печь в доме топилась почти целый день, иначе в ночь тепло было не удержать. И всё равно по утрам в доме было студёно. Из-под тёплого одеяла высовывать нос наружу никак не хотелось. И в школу по холоду тоже бежать было тяжко, а актированные дни ну никак не объявляли – днём-то мороз чуток отпускал, и солнце сияло на ярко-голубом небе так, что слепило глаза. И тогда, казалось, по-настоящему пахло весной. К вечеру мороз снова крепчал, а зима, словно говорила: « Я ещё останусь с вами. Не уйду. Не ждите. Я здесь не гостья, а хозяйка полная»
Днём хотелось гулять, кататься на санках, кувыркаться в снегу, а утром, пока несёшься в школу, морозец прихватывал уши, нос и щёки. Руки стыли, даже в тёплых овечьих варежках. Можно дома остаться, то было позволено, но тогда и днём не гулять тебе – сиди в тепле, коль мороза боишься. Сонька-то была на то согласна. Ей и в доме с интересной книжкой не скучно было, но для Саньки отсидеть весь денёк дома – смерти подобно. Уж лучше учиться.
Андрейку в детский сад не водили. Он и так-то не особо частым посетителем в нём был – то болел, то бабку уговаривал, и та его дома оставляла, а теперь вовсе в здании было холодно, и многих ребятишек, кому было с кем остаться дома, в садик не водили. Младшой был счастлив. А старшим оставалось только завидовать ему, спящему по утрам столько, сколько хотелось.
А днём он отправлялся гулять на улицу с соседскими ребятишками. Бабка Фёкла наблюдала за младшеньким из окна, загоняя его домой пообедать да ввечеру уже, по темноте, на ночёвку, когда мороз вновь крепчал.
На следующий день, как только мороз немного отпускал, на улице раздавалось:
- Андрюха! Идём гулять! – это голосил под окнами соседский литвиновский Лёнька, пакостник и тихушник, спешащий скрыться, коль чего натворит.
О семье Литвиновых уже упоминалось в рассказе:
Уж сколько недотёпе Андрею за него доставалось, словами не передать, а тот всё к нему бежал - гулять одному было скучно.
И сегодня, пока младший внучок натягивал одежку и обувался, бабка Фёкла предостерегала его и давала наставления:
- Ой, чуеть моя душенька, не доведёть до добра тебя ентот Лёнька. От одной матери, а детки не равны. Вона Татьяна из ентой жа семьи, а учится хорошо, и матери помощь. Сергуня – молодец. Ко всякому с уважением и к старому, и к малому. А ентот, в кого охломон, ослушник да трус. Чего натворить, так он первый, а ответ держать кто-нибудь. А теперь ентот кто-нибудь – наш Андрюха, всякому верящий. Смотри, говорю тобе, не ходи за ним далЁко. Куды намылитесь, спроси у меня сначала. Понял?
- Понял я, понял, - ответил внук и хлопнул дверью.
***
Забеспокоилась бабка часа через два, когда, выглянув в окошко, не углядела играющего Андрюху.
- Авось, во двор зашли, отсель не увидишь, - подумала она и занялась своими делами.
Через несколько минут - вновь в окно – так и нет возле дома никого. Бабка накинула фуфайку и вышла во двор. Ребятишки не обнаружились ни во дворе, ни за оградой, ни в ближайшем видимом отдалении.
В дом к соседям детишек пускали редко, но бабка, прихватив батожок, всё же направилась туда на поиски внучка, обещая надрать тому уши, как только тот найдётся.
Но в соседском доме было тихо. Старшие ребятишки ещё были в школе, только хозяйка хлопотала на кухне да под её присмотром играли рядом в комнате младшие детишки.
- А де это ваш Лёнька-то? – спросила бабка Фёкла.
- Так к вам с утра, как всегда, и убёг. Только успел глазья продрать, - ответила его мать.
- Так нету их нигде, - горестно сетовала бабка, - надо искать неслухов, кабы беды не случилось.
- А чего с ними станется! Придут, - ответила тётка Марья.
Пришлось бабке удалиться из негостеприимного дома.
На дороге она встретила Лёньку, но Андрюшки с ним не было.
- Домой пошёл, - отведя глазёнки в сторону, ответил пострелёнок на бабкины вопросы.
Она обрадовано кинулась в дом – Андрея не было.
Бабка Фёкла запаниковала. Зять на работе, Сонька и Санька в школе, старуха далеко пойти не может - ноги больны. А сердце беду чуяло. Вновь пришлось вернуться к соседям.
А там Лёнька твердил одно:
- Домой пошёл. Я - к себе, а он - к себе.
- Да нет же дома его. Говори, куда ходили? Вас ведь не былО на вулице-то, - упрашивала бабка упрямого сорванца.
- Не знаю я ничего, - Лёнька слезу пустил.
Тут и мать его из себя вышла:
- Не знает он ничего. Слышала? Понятно тебе? Ищи своего бродягу, но не у нас.
Опустив плечи, чуть сдерживая слёзы, бабка побрела домой. Походила ещё по ограде, выкликая потерянного внучка. Тишина. Андрюшка не откликался. Бабка решилась идти в школу за ребятишками – те помогут найти пропажу. Но школа далеко, надо в гору забираться. Бабка понимала, что ей это вряд ли под силу.
Тут на дороге знакомое красное пальтецо. Сонька! Внучка и не помнила, чтобы бабка когда-нибудь так радовалась её приходу.
- Баб, ты чего на улице? Что случилось?
Тут баба Фёкла и разрыдалась. В голос. Сонька никогда не видела, чтоб бабуля так голосила. Она перепугалась не на шутку.
- Сонюшка, Андрюшки нет нигде. Чую, что-то случилося с ним. С энтим соседским Лёнькой гулять уходил. Тот возвернулся, а нашего-то и нету.
- Баб, ты домой иди. А я поищу его. Найдём. Ох, и врежу ему…
Бросилась Сонька вдоль по улице, спрашивая редких прохожих, не видали ли они братца. Она и в колодец заглянула, но разве там углядишь чего – жуткая темнота. Зашла в старый заброшенный дом, где пожар был по осени. Следов по снегу много. Крикнула Андрейку – в ответ тишина. Девчонка уже и сама чуть не плакала. К дому повернула, не зная, где ещё его искать.
Тут и Санька подоспел. Бросил портфельчик и к соседям – даже искать Андрюшку не пошёл.
Не смотря на вопли Лёньки и его матери, выволок во двор пацанёнка и заорал:
- Где Андрюха? Знаешь ведь, вместе уходили? Говори!
Лёнька кулаков Санькиных боялся больше, чем отцовского ремня.
- Он в старом доме. Мы посмотреть хотели, что там. А он в подполье упал. Я его позвал, а он молчит. Помер, наверно, уже. Теперь меня в тюрьму заберуууут!
Лёнька в голос завыл.
А Санька уже мчался к старому дому, где Сонька совсем недавно была. Она бежала следом.
- Андрюшка, Андрюшка, - во весь голос орали они.
Вот и большая комната. Кругом обгоревшие брёвна, а в полу - лаз.
- Сонь, стой, где стоишь. А то сейчас вместе туда полетим, - приказал братишка.
И тут они услышали тонкое поскуливание и плач. Сонька чуть не бросился к дырке в полу, но Санька вновь остановил её.
- Сань, я тут. Вылезти не могу. Тут высоко, а я маленький, - тоненьким жалостливым голоском кричал братишка, - я уже замерз. Вытяни меня как-нибудь.
Санька оглядывался кругом. Неподалёку углядел длинную доску, ухватил её и сунул в подполье.
- Хватайся за доску, а я тебя тянуть буду. Держись только крепко.
Вскоре Андрюха оказался на поверхности. Грязный, без шапки, щека расцарапанная, но живой. Он даже идти сам смог. Только плакал и вздрагивал, вспоминая, как страшно было.
- Ты зачем пошёл сюда? Вам же говорили, что нельзя в этом дом ходить, - расспрашивала его Сонька.
- Лёнька сказал, что я испугаюсь с ним пойти. Смеялся надо мной, что бабки боюсь. А я не побоялся вот. Он же меня и толкнул, а сам убежал, - каялся малыш, - теперь-то меня точно бабка пришибёт.
- Не пришибёт. Она, знаешь, как плакала, когда тебя искала. Мне её очень жалко было. А ты не слышал, как я тебя кричала?
- Нет. Я будто спал сначала, а потом Саньку услышал, - всхлипывая, рассказывал мальчонка.
Он сильно дрожал то ли от холода, то ли от испуга.
***
Дома бабка растирала пострадавшего внука водкой, поила чаем с малиной, смазывала вонючей мазью его царапины, приговаривая:
- Усё хорошо, что хорошо кончается. Мог бы и шею себе свернуть. ПомЁр бы, не поживши. И чегой это у тебя своей-то головушки на плечах нету?
Андрюшка ощупывал свою бедовую голову и бабке в ответ:
- Ты чего, баба? У меня своя голова. Я только шапку потерял.
Бабка лишь ласково улыбалась да пила вонючее лекарство.
Кто ещё не читал о приключениях Соньки и Саньки, подписывайтесь на канал и знакомьтесь со сборником "Неслухи"
Рассказы из серии "Диалоги Рыжего" по ссылке
Продолжение рассказов о Соньке и Саньке в подборке "Другое детство" и новая подборка "От судьбы не уйдёшь"
Добро пожаловать на канал.Читайте, подписывайтесь, комментируйте, ставьте лайки. Это помогает развитию канала.
Для связи и сотрудничества: svekrupskaya@yandex.ru
Грубость, ненормативная лексика на канале запрещены.
Копирование текста без разрешения автора запрещено.