Найти тему
Исторические мелочи

Кто изображен на картине Горшельта из Русского музея?

Вообще материал должен был называться «К атрибуции персонажа картины Ф.Ф. (Т.). Горшельта «Группа всадников» из собрания Русского музея», но на Дзене подобные «скучные» заголовки не приветствуются….

Итак. В Русском музее в Санкт-Петербурге хранится живописная работа Федора Федоровича (Теодора) Горшельта, называемая «Группа всадников» и датированная 1870 г. (эта дата указана на самом полотне, в правой нижней части).

Баварский художник Теодор Горшельт (1829-71), именуемый в России Федором Федоровичем, известен у нас прежде всего целым циклом отличных картин и графических работ на кавказскую тематику, исполненных в период его пребывания на Кавказе. Это отражено и в подготовленной сотрудниками Русского музея аннотации к картине, которая нас в данном случае интересует:

«Картина создана в 1870 году в Мюнхене, вероятно, по воспоминаниям о времени, проведенном художником на Кавказе в 1858–1863 годах. Федор Горшельт — один из летописцев Кавказских войн Российской империи. Он стал автором множества графических зарисовок и картин, иллюстрирующих ключевые события этих походов».

Возможно, где-то, в каких-нибудь малотиражных сборниках музейных материалов, опубликованы исследования, касающиеся вопроса, что именно за всадники изображены на данной картине Горшельта, но мне таковые не известны и в интернете таковых найти не удалось. Между тем сюжет на полотне запечатлен для Кавказской войны достаточно нетривиальный. В центре композиции находится фигура верхового прусского офицера со знаком российского ордена Св. Георгия 4-ой степени на груди. Облачен этот офицер, если я не ошибаюсь, в мундир прусского 1-го гвардейского пехотного полка. Его сопровождают, опять же если я не заблуждаюсь, русский флигель-адъютант, то есть офицер, относящийся к императорской свите и, видимо, офицер кавказских казаков. Дело действительно явно происходит на Кавказе в период правления Александра II.

Награждение прусских офицеров орденом Св. Георгия в середине-второй половине XIX в. дело не такое уж частое. У нас вполне имеются шансы установить личность центрального персонажа картины Горшельта. Нам, безусловно, не стоит привязываться к высказанной сотрудниками Русского музея версии о том, что Горшельт запечатлел сцен времен собственного пребывания на Кавказе, ведь он мог запечатлеть события и более позднего и чуть более раннего времени. Поэтому обращаемся к перечню кавалеров ордена Св. Георгия 4-ой степени за 1870 г. (год создания картины) и отсюда идем в обратном хронологическом порядке, «вглубь времен», выискивая там прусских офицеров. При этом имеем в виду, что наш персонаж должен быть явно не прост, раз в сопровождающие ему выделили цельного флигель-адъютанта.

В 1870-71 гг. целый ряд прусских военнослужащих были награждены русским орденом Св. Георгия – император Александр II поощрял людей, нанесших поражение Франции, что он рассматривал как возмездие за Крымскую войну. Но эти офицеры в 1870 г. находились на полях сражений Франко-прусской войны, поэтому не могли оказаться на Кавказе и быть изображены Горшельтом в соответствующем, кавказском антураже.

В ноябре 1869 г. трое пруссаков получили орден Св. Георгия 4-ой степени. Это пожалование состоялось в рамках празднования столетия со дня учреждения этой награды. Обстоятельства награждения изложены в хорошем материале на сайте Sammlung.ru. Пройдемся по этим персонажам.

Наследный принц Прусский Фридрих Вильгельм (Фридрих Вильгельм Николаус Карл), будущий король Пруссии и император Германии Фридрих III. К моменту награждения в возрасте 38 лет выглядел примерно вот так

Т.Д. Скотт «Портрет наследного принца Фридриха Вильгельма Прусского», 1870 г.
Т.Д. Скотт «Портрет наследного принца Фридриха Вильгельма Прусского», 1870 г.

Принц Прусский Фридрих Карл Александр

Младший брат правящего на тот момент прусского короля на момент награждения имел возраст 60 лет и выглядел на десяток лет старше, чем даже на приводимой фотографии

Принц Прусский Фридрих Карл Александр, фотография, около 1860 г.
Принц Прусский Фридрих Карл Александр, фотография, около 1860 г.

Военный атташе Пруссии в Санкт-Петербурге генерал Бернгард Франц Вильгельм фон Вердер. На момент награждения – 46 лет. К сожалению портреты этого персонажа имеются только гораздо более поздние.

Неизвестный художник «Бернгард Франц Вильгельм фон Вердер», 1892 г.
Неизвестный художник «Бернгард Франц Вильгельм фон Вердер», 1892 г.

Все трое лиц, награжденных 4-ой степенью ордена Св. Георгия в 1869 г., к моменту получения награды состояли в возрасте более зрелом, чем тот, на который, по моему мнению, выглядит персонаж картины Горшельта. Двое - принц Прусский Фридрих Карл Александр и генерал Вердер – откровенно не похожи на атрибутируемого офицера. Наследный принц Фридрих Вильгельм физиономически, возможно, ближе, но к моменту награждения давно и стабильно носил густые висячие бакенбарды, какими «горшельтовский» офицер, по крайней мере, пока, похвалиться не может. И самое главное – мне не удалось найти никаких данных, что кто-либо из этих троих в период между пожалованием ордена Св. Георгия в ноябре 1869 г. и 1870 г., когда Горшельтом написана «группа всадников», побывал на Кавказе.

Идем дальше. В 1868-67-66-65-64-63 (напомню, мы идем в обратной хронологической последовательности) прусских и вообще германских офицеров среди награжденных 4-ой степенью ордена Св. Георгия не зафиксировано.

В декабре 1862 г. эту награду получил принц Прусский Альбрехт (Фридрих Генрих Альбрехт). И он как раз отметился на Кавказе. Вот, что пишет по этому поводу князь И.Г. Амилахвари:

«Как раз в это время Кавказ посетил принц Альберт Прусский, брат будущего императора Вильгельма I, считавшийся в русской службе генералом от кавалерии. Он был шефом Малороссийского кирасирского полка, прославившегося своею историческою атакою под Гроховым во время польской войны 1831 года и теперь ехал в Даховский отряд, чтобы ознакомиться с нашею кавказскою войною».

Далее Амилахвари описывает подробности экспедиции на реку Пшеху против абадзехов, прошедшей фактически под командованием принца Альбрехта. Экспедиция вышла не слишком удачной, тем не менее принц Альбрех получил орден Св. Георгия 4-ой степени «за отличие». Более того, для Альбрехта это был не первая поездка на Кавказ. Еще в 1842 г. он участвовал в экспедиции против горцев и, когда ее начальник был убит, принц принял начальство над войском и довёл экспедицию до конца. Таким образом, орден «за отличие» в 1862 г. он мог получить «по совокупности» за два своих появления на Кавказе.

Вот только на момент награждения принцу Альбрехту было 52 года и внешне он совсем не похож на персонажа горшельтовской картины

Неизвестный художник «Принц Альбрехт Прусский», 1860 г.
Неизвестный художник «Принц Альбрехт Прусский», 1860 г.

Опять идем дальше.

В марте 1861 г. орден Св. Георгия 4-ой степени получил принц Вильгельм (Людвиг Вильгельм Август) Баденский. И вот тут мы задержимся. В конце января-первой половине февраля 1861 г. принц посетил Кавказ. Вот, что пишет по этому поводу уже цитировавшийся выше князь И.Г. Амилохвари:

«В Екатеринодаре мы встретили принца Вильгельма Баденского, родного брата нашей великой княгини Ольги Федоровны (Супруга великого князя Михаила Николаевича.), и сопровождали его в Григорьевское, где, между тем, собирался отряд, под начальством Евдокимова... Пройдя грозою всю котловину Шебша, отряд 11-го февраля повернул назад, и только тогда в арьергарде завязалось горячее дело. Кавалерийская атака, в которой принц принял личное участие, решила бой, и шапсуги бежали, оставив в наших руках 18 изрубленных тел. Этим эпизодом закончилась экспедиция, и я со своим дивизионом проводил принца обратно в Екатеринодар. Прощаясь с нами, он передал на память о себе свои фотографические портреты полковнику Граббе, мне и Калмыкову, командовавшему 3-м дивизионом. Впоследствии мы узнали, что государь пожаловал принцу за участие в этой экспедиции орден св. Георгия 4-й степени».

Принцу Вильгельму Баденскому на момент награждения был 31 год. Службу он начинал в прусском 1-м гвардейском пехотном полку, то есть той части, мундир которой, по моему предположению, носит офицер на картине Горшельта. В период пребывания Вильгельма на Кавказе там действительно находился и Горшельт.

По имеющимся в нашем распоряжении немногочисленным изображениям Вильгельма Баденского в достаточно молодом возрасте сложно сопоставить его внешность с обликом офицера с картины Горшельта.

К. Майер «Портрет Вильгельма Баденского», 1864 г.
К. Майер «Портрет Вильгельма Баденского», 1864 г.
Р. Брендамур «Принц Вильгельм Баденский», 1895 г.
Р. Брендамур «Принц Вильгельм Баденский», 1895 г.
Принц Вильгельм Баденский с супругой Марией Лейхтенбергской, фотография, 1870-80 гг.
Принц Вильгельм Баденский с супругой Марией Лейхтенбергской, фотография, 1870-80 гг.

Но в принципе, полагаю, внешний облик одного и другого друг другу «не противоречат». Бакенбарды, в 1861 г. на полотне Горшельта еще жидкие, к 1864 г. (первый из приведенных выше портретов Вильгельма Баденского) вполне могли развиться до зафиксированного состояния.

В версии с Вильгельмом Баденсским смущают два момента. Во-первых, персонаж Горшельта запечатлен на Кавказе уже с орденом Св. Георгия 4-ой степени. В то время как Вильгельм получил эту награду за поездку туда. Однако, думаю, этим контраргументом можно пренебречь – увязывание задним числом на портрете награды за какое-то событие с антуражем, в котором произошло это событие, вполне возможная и, как кажется, распространенная практика.

Второй смущающий момент связан с тем, что, если верить Википедии, еще в 1856 г. принц Вильгельм перешел из прусского 1-го гвардейского пехотного полка в гвардейскую артиллерию. Офицер же из «группы всадников» запечатлен, как я предположительно определил, в мундире первой указанной части, где Вильгельм начинал свою военную карьеру. Этому несоответствию у меня нет четкого объяснения, кроме разве что возможного сохранения за принцем права носить мундир 1-го гвардейского пехотного полка даже после уход из этой части.

Однако на всякий случай я, конечно, просмотрел перечень награжденных орденом Св. Георгия 4-ой степени дальше «вглубь времен». И, дойдя до 1850 г., я прусских офицеров, тем более такого статуса, чтобы в сопровождение ему мог бы быть выделен флигель-адъютант, не обнаружил. На картине Горшельта, как я уже отметил выше, явно изображены события периода правления Александра II (галунные офицерские погоны, видимые на флигель-адъютанте, появились в 1854-55 гг.), но ведь теоретически пруссак мог получить орден еще в николаевское царствование, а быть запечатленным по состоянию уже на следующее, александровское. Поэтому при просмотре перечня георгиевских кавалеров я немного углубился в годы правления Николая I. Но нет, похоже – нет.

С некоторой осторожностью, но выскажу мнение, что в качестве центральной фигуры на картине Ф,Ф. Горшельта, носящей название «Группа всадников», из собрания Русского музея, изображен принц Вильгельм Баденский. Картина, датируемая 1870 г., действительно выполнена по воспоминаниям о времени, проведенном художником на Кавказе, а именно – о событиях 1861 г., когда принц Вильгельм посетил Кавказ, принял участие в экспедиции против горцев и был пожалован за это орденом Св. Георгия 4-ой степени.

Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.