Найти тему
ВТБ Страна

Последний снег и первая зелень на русских картинах о ранней весне

Оглавление

Весна в русской живописи разная: от чуть подтаявшего хрупкого снега до кудрявой молодой зелени. В ожидании тепла ищем в живописи весеннее настроение и смотрим, как холод отступает под натиском проснувшейся природы.

Исаак Левитан. «Март»

Исаак Левитан. «Март», 1895 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain
Исаак Левитан. «Март», 1895 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain

Картину «Март» Исаак Левитан писал в период, когда вместе с популярностью пейзажиста к нему пришли долгожданные гонорары. Художник почти перестал страдать от депрессий и еще не успел узнать о развивающейся болезни сердца. Он наконец-то выглядел счастливым.

Тем более наступила весна — ее Левитан любил, хоть имя его и ассоциируется у нас прежде всего с осенними пейзажами. Он переждал зиму в Москве и отправился на пленэр в усадьбу Горка Тверской губернии. Там его всегда ждала обожательница — Анна Турчанинова, жена петербургского сенатора. Она окружила Левитана комфортом: создала мастерскую и даже перекрасила усадьбу в желтый цвет, чтобы художник перестал хандрить от нехватки солнечного света.

Саврасов, учитель Левитана, говорил, что писать природу надо так,
«чтобы жаворонков не видно было на картине, а пение жаворонков было слышно». Вглядываясь в «Март» Левитана, кажется, можно не только услышать пение птиц, но и ощутить аромат весеннего воздуха.

Алексей Саврасов. «Ранняя весна. Оттепель»

Алексей Саврасов. «Ранняя весна. Оттепель (К весне)», 1880-е годы, Астраханская государственная картинная галерея им. П. М. Догадина © Public domain
Алексей Саврасов. «Ранняя весна. Оттепель (К весне)», 1880-е годы, Астраханская государственная картинная галерея им. П. М. Догадина © Public domain

«Ранняя весна. Оттепель» — поздняя работа Алексея Саврасова. Это не копия его знаменитой картины «Грачи прилетели», а одна из авторских вариаций: художник многократно повторял прославивший его мотив. Тянущиеся к небу нагие деревья, тяжелый тающий снег и серое небо — привычная картина ранней весны. Но Саврасов превращает хмурый вид в воздушный и лирический, помогая увидеть на полотне «русскую душу» природы.

В этой картине Саврасова еще больше влажного весеннего воздуха, чем в «Грачах», а настроение то же: картина, как писал Александр Бенуа, одновременно «тоскливая и радостная, истинно весенняя, как вступление к „Снегурочке“ Римского».

Константин Юон. «Весенний солнечный день»

Константин Юон. «Весенний солнечный день», 1910 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Public domain
Константин Юон. «Весенний солнечный день», 1910 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Public domain

Константин Юон на картине «Весенний солнечный день» тоже изобразил раннюю весну — на улицах Сергиева Посада еще много снега. Но яркое мартовское солнце напоминает о скором приходе тепла. Даже этого намека хватает, чтобы все проснулись от зимней спячки: загудела детвора, вышли погреться на крыльцо девушки, запел пестрый петух.

Каждый герой на картине Юона при деле — по-настоящему суриковский подход. Суриков, кстати, видел подготовительные этюды молодок, греющихся на солнце, и остался очень доволен работой молодого художника.

Станислав Жуковский. «Подснежники»

Станислав Жуковский. «Подснежники», 1911 год, Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Ярославская область © Public domain
Станислав Жуковский. «Подснежники», 1911 год, Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Ярославская область © Public domain

Снег тает, а под ним начинают тянуться к солнцу первые цветы — подснежники. Их изобразил на фоне весеннего пейзажа Станислав Жуковский. Этим ярко-синим героям он посвятил серию картин. Тогда художник находился в тверской усадьбе Милюковых. Жуковский часто посещал дворянские имения. Его картины сохранили давно утерянный уют усадебных интерьеров.

Станислав Жуковский склонялся к импрессионистам. Доказательство этому — яркий колорит «Подснежников». Но после смерти учителя — Исаака Левитана — Жуковский стал восприниматься продолжателем его школы, наследником. Поэтому далеко отойти от реалистичных традиций художнику так и не удалось.

Илья Остроухов. «Первая зелень»

Илья Остроухов. «Первая зелень», 1887 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain
Илья Остроухов. «Первая зелень», 1887 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain

За первоцветами просыпается вся природа. Этот краткий живописный момент запечатлел на картине «Первая зелень» Илья Остроухов, более известный как коллекционер древнерусских икон и один из руководителей Третьяковской галереи. Молодая трава словно окутывает землю, согревая ее после зимних холодов. Картина наполнена свежим весенним воздухом. Кажется, его можно вдохнуть.

Павел Третьяков приобрел «Первую зелень» для своей галереи. С этого момента творческая общественность признала Остроухова истинным мастером пейзажа.

В природе сезоны быстро сменяют друг друга, но в музеях любоваться весенними пейзажами можно когда угодно. Большие коллекции отечественной пейзажной живописи представлены в Русском музее и Третьяковской галерее, давним другом и партнером которых выступает ВТБ. Банк поддерживает культурные институции круглый год, а партнерские проекты не ограничиваются стенами выставочных залов. Как рассказала в интервью “ВТБ — России” генеральный директор Русского музея Алла Манилова, в 2024 году ВТБ станет генеральным спонсором праздника «День Летнего сада», который будет приурочен ко дню рождения его основателя Петра I.