Найти в Дзене

Что такое инклюзия?

Оглавление

Инклюзивность

«Инклюзия или инклюзивность» – термины, которые стали широко используемыми в современном обществе, особенно в контексте образования и социальной сферы.

В широком смысле термин «инклюзия» обозначает процесс включения, вовлечения или вхождения во что-то, как часть целого.
Основные принципы инклюзии:

  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
  • Каждый человек способен думать и чувствовать.
  • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
  • Все люди нуждаются друг в друге.
  • Все люди нуждаются в поддержке и дружбе.
  • Важно что ты умеешь, а не то что не умеешь.
  • Разнообразие усиливает все стороны жизни.
    Источник:
    ru.wikipedia.org

В узком смылсе:
«Инклюзия или инклюзивность» – это процесс активного включения людей с ограниченными возможностями здоровья (
ОВЗ) в общественную жизнь с учетом наличия всех необходимых условий для реализации своего потенциала, а также возможность развития своей личности наравне с другими членами общества. Их происхождение связано с латинским словом "inclusio", что означает "включение". Инклюзия стремится к созданию рФавных возможностей и участия для всех людей, независимо от их особенностей.
Источник:
Социально-психологическая служба ТТИТ


Британская экспертная компания
inclusion дает такое определение инклюзии:
Инклюзивность это универсальное
право человека. Цель инклюзивности — охватить всех людей, независимо от расы, пола, инвалидности, медицинских или других потребностей. Речь идет о предоставлении равного доступа и возможностей, избавлении от дискриминации и нетерпимости (устранении барьеров). Оно затрагивает все стороны общественной жизни.

Популяризация термина

Инклюзивные мастерские – это места, где применяется принцип инклюзии в практической деятельности. Это места, где люди с различными способностями и потребностями могут работать вместе, развивать свои навыки и таланты, а также социализироваться. В инклюзивных мастерских учитываются индивидуальные особенности каждого человека, создается дружелюбная и поддерживающая атмосфера.

В инклюзивных мастерских люди с ментальными особенностями не только выражают себя в творчестве. Они учатся работать в команде, преодолевать себя и становиться частью чего-то большего. У мастеров и работников мастерских — равенство в труде, совместные цели и задачи в творчестве.
Источник

В современном мире популяризируются дискуссии о расширении термина инклюзивности. Так, инклюзивность может быть гендерной, то есть равно включающей женщин в социальные процессы, этнической, когда речь идет о расовом или этническом разнообразии и так далее. Главный принцип инклюзивной культуры — создание равного доступа к социальному процессу для всех инклюзивных классов, то есть групп людей, которые исторически оказались исключены из общественной жизни: по признакам пола, расы, состояния здоровья и так далее. К примеру, инклюзивность предполагает социальный подход к инвалидности. При таком подходе человек с особенностями не маркируется как «проблема», а наоборот — общество несовершенно и создает барьеры для человека с ограниченными возможностями. Это делает термин инклюзивности очень широким: оно касается и городской среды, к примеру, создания комфортного передвижения на инвалидной коляске; и образования, в случае обучения детей с особенностями в обычных школах; и рабочего пространства, и бизнеса, и многих других областей.

Стоит отметить, что инклюзивность и разнообразие — похожие, но не идентичные термины. Если разнообразие чаще фокусируется на репрезентации, то инклюзивность помогает людям интегрироваться в социум и чувствовать свою принадлежность. Источник:
РБК

Инклюзивная культура

-2

«Инклюзивная культура – это с одной стороны, система взглядов, в основе которой лежит признание существования у любого человека различных физических или психологических ограничений, признание его ценностей и видения мира, с другой стороны, это совокупность знаний, навыков и правил поведения в обществе по отношению к людям с ограниченными возможностями здоровья».

Инклюзивный дизайн

-3

Инклюзивный дизайн – это создание мест, которыми может пользоваться каждый. То, как спроектированы места, влияет на нашу способность эффективно передвигаться, видеть, слышать и общаться.

Инклюзивный дизайн направлен на устранение барьеров, которые создают излишние усилия и разделение. Это позволяет каждому участвовать одинаково, уверенно и независимо в повседневной деятельности.

Инклюзивный дизайн ставит людей в центр процесса проектирования. Он помогает дизайнерам понять, как наилучшим образом удовлетворить потребности человека для достижения повсеместной простоты использования.

‍Эмпатия является неотъемлемой частью системы инклюзивного дизайна. Она во многом помогает дизайнеру задуматься об ограничениях и мотивах, которые движут другими людьми.

Источник: uprock

Образовательная инклюзивность

-4

В сфере образования «инклюзивность» стала термином, используемым для описания права родителей и детей на доступ к общему образованию наряду со своими сверстниками, если родители этого хотят и потребности детей могут быть удовлетворены.

Интеграция, в которой основное внимание уделялось способности ребенка адаптироваться, была заменена инклюзией. В программе «Инклюзия» основное внимание уделяется способности среды адаптироваться к потребностям ребенка, изменяя при необходимости способ ее работы.

Инклюзивная среда способствует эффективному планированию и различным видам деятельности (дифференциации) для удовлетворения индивидуальных потребностей.

В ряде учебных заведений констатировано, что переход к инклюзивному образованию привел к улучшению общеобразовательных стандартов. Это подтверждается исследованиями.

Инклюзивные мастерские

-5

Инклюзивные мастерские – это места, где применяется принцип инклюзии в практической деятельности. Это места, где люди с различными способностями и потребностями могут работать вместе, развивать свои навыки и таланты, а также социализироваться. В инклюзивных мастерских учитываются индивидуальные особенности каждого человека, создается дружелюбная и поддерживающая атмосфера.

В инклюзивных мастерских люди с ментальными особенностями не только выражают себя в творчестве. Они учатся работать в команде, преодолевать себя и становиться частью чего-то большего. У мастеров и работников мастерских — равенство в труде, совместные цели и задачи в творчестве.
Источник:
specialolympics

-6

Инклюзия и инклюзивность играют важную роль в обеспечении равных возможностей для всех членов общества, вне зависимости от их особенностей и способностей. Создание инклюзивной среды способствует улучшению качества жизни людей с ограниченными возможностями и способствует развитию более толерантного и дружелюбного общества в целом. Внедрение принципов инклюзии в различные сферы жизни является важным шагом к созданию более справедливого и равноправного мира для всех.


#инклюзия #инклюзивность #инклюзивноеобразование #инклюзивныемастерские