Найти тему

Как открыть бизнес-клуб: практический гид для начинающих

Оглавление

Популярность бизнес-клубов в России растет с каждым годом - все больше предпринимателей хотят присоединиться к сообществу единомышленников, обзавестись полезными связями, получить советы и поделиться своим опытом. Поэтому вкладываться в создание организации, которая объединит бизнесменов, прибыльно и перспективно - в будущем спрос будет расти. Рассказываем, как и с чего начать свой бизнес-клуб и как им управлять, чтобы сформировать успешное деловое сообщество.

Как функционирует бизнес-клуб

Бизнес-клуб - организация, которая объединяет предпринимателей, владельцев компаний, топ-менеджеров. В крупные престижные организации резидентов принимают на основании отбора по критериям, проверки службой безопасности и собеседования. Чаще всего клубы объединяют представителей крупного компаний, но некоторые организации реализуют программу поддержки малого и среднего бизнеса, выделяют им опытного наставника, приглашают на экскурсии на предприятия успешных брендов.

Кандидат должен соответствовать требованиям по масштабу бизнеса - например, не менее 5 лет на рынке или оборот от 10 миллионов в год. Также проверяют репутацию и наличие задолженностей, определяют, будет ли новый участник полезен для остальных резидентов. Сообщества могут объединять предпринимателей из разных ниш бизнеса или представителей одной сферы деятельности - например, клуб инвесторов, застройщиков или владельцев клиник и медицинских центров.

Деловая организации должна выполнять следующие задачи:

  • Поиск полезных связей, инвесторов, партнеров, клиентов B2B-сегмента;
  • Проведение образовательных мероприятий - семинаров, конференций, выступлений приглашенных лекторов;
  • Организация деловых встреч внутри клуба, где участники делятся опытом, обмениваются мнениями и советами;
  • Формирование близких связей между резидентами, эмоциональная и психологическая поддержка, совместный досуг.

Управление осуществляет директор и команда руководителей, которые отвечают за разные сферы деятельности - например, организацию мероприятий, внутреннюю коммуникацию, финансовые вопросы, маркетинг, отбор резидентов. То, на чем зарабатывает бизнес-клуб, зависит от его вида и размера - чаще всего средства поступают из ежегодных членских взносов, за счет дохода от рекламы, от инвесторов и спонсоров.

-2

Форматы мероприятий

В крупных бизнес-клубах обычно проводят следующие виды мероприятий - они наиболее востребованы и полезны:

  • Конференции, конгрессы, семинары, лекции, где выступают члены клуба и приглашенные докладчики;
  • Встречи в формате круглого стола - группы по 5-10 человек, объединенных общими интересами, которые обсуждают важные для бизнеса вопросы и обмениваются мнениями;
  • Экскурсии на предприятия резидентов и партнеров для обмена опытом;
  • Организация участия резидентов клуба в выставках, форумах, конференциях;
  • Церемонии награждения участников клуба в разных номинациях;
  • Неформальные мероприятия, в том числе семейные, где участники могут поближе познакомиться друг с другом, пообщаться в непринужденной обстановке, установить более тесные связи внутри клуба.

Открываем свой бизнес-клуб

Итак, вы решили открыть свой бизнес-клуб - с чего начать? Описываем процесс поэтапно.

Концепция и ЦА

В первую очередь нужно определиться с концепцией - для этого нужно ответить на вопросы:

  • Чем клуб будет полезен для участников;
  • По какому принципу будет происходить набор резидентов;
  • Какие планируются мероприятия, например, образовательные или неформальные, форумы, нетворкинг-собрания;
  • Каким будет формат большинства встреч - онлайн или оффлайн;
  • Какое количество участников планируется, как будет осуществляться управление и финансирование.

Также на этом этапе важно определиться, как отстроиться от конкурентов - для этого придется изучить существующие бизнес-клубы, понять, какие у них есть известные “фишки” и придумать собственный уникальный подход.

Например:

  • “Деловар” знаменит частыми путешествиями в горы и открыт для представителей малого бизнеса и молодых компаний с небольшим оборотом;
  • “Атланты” известны индивидуальным подходом - новый участник получает план адаптации, разработанный специально под него, в клубе разрешено обсуждать личные проблемы на условиях полной конфиденциальности;
  • “JungleRoad” привлекает молодых и активных участников своей программой, насыщенной неформальными мероприятиями по экстремальным видам спорта.

Также важно составить портрет резидента по разным категориям целевой аудитории. Вот какие параметры нужно описать;

  • Масштаб бизнеса, возраст компании, оборот и доход;
  • Должность - владелец
  • Сфера деятельности бизнеса;
  • Цели вступления в клуб, важные ценности;
  • Интересы помимо бизнеса - например, активный отдых или семейный досуг;
  • География (если клуб принимает участников из разных городов);
  • Возраст, семейное положение.

На основании портрета ЦА можно составлять программу мероприятий, разрабатывать рекламную кампанию, утверждать регламент клуба, его ценности и миссию. Также это позволяет планировать бюджет - в зависимости от оборота компаний резидентов можно установить членские взносы, рассчитывать траты на мероприятия, готовить предложения для спонсоров и инвесторов.

-3

Организационные вопросы

После определения концепции нужно зарегистрировать бизнес-клуб как ИП и ООО. Для небольшой организации подойдет первый вариант, но если вы планируете нанимать большое количество сотрудников, открывать филиалы и выходить на крупный оборот, лучше остановиться на втором. Актуальный список необходимых документов можно уточнить в налоговой.

Далее необходимо выбрать помещение, которое будет использоваться в качестве офиса для руководства или места, где будет проходить часть встреч резидентов. Пространство можно использовать как коворкинг, где участники клуба могут поработать или пообщаться в неформальной обстановке - такой вариант актуален, если сообщество объединяет молодых предпринимателей, стартаперов, владельцев бизнеса, работающих на удаленке.

Также нужно разработать бизнес-план, где будут прописан бюджет, перспективы развития, планируемые мероприятия, доходы и расходы. На этом этапе утверждается список персонала, который будет поддерживать жизнедеятельность клуба, закладываются расходы на их зарплату и обучение.

Продвижение и набор участников

Следующий шаг - сообщить потенциальным резидентам о появлении бизнес-клуба. Можно использовать следующие методы:

  • Размещение объявлений через организаторов выставок, конференций, съездов, которые посещает ЦА;
  • Каналы в Telegram и паблики VK, связанные с бизнес-тематикой;
  • Таргетированная реклама с настройкой показа на потенциально заинтересованную аудиторию - молодых предпринимателей, которые хотят вступить в сообщество и заниматься нетворкингом;
  • Контекстная реклама, Директ;
  • Инфлюенс-реклама у блогеров в бизнес-тематике.

После размещения рекламных кампаний нужно тестировать, из каких источников приходит больше потенциальных резидентов и в будущем использовать эти каналы. Одновременно нужно заняться организацией первых мероприятий - пока участников немного, можно проводить круглые столы с небольшими группами, знакомиться поближе и интересоваться их мнением по поводу развития клуба, чтобы учитывать пожелания членов и формировать максимально комфортную и полезную для них среду.

Ошибки при открытии клуба

Перед тем, как открыть бизнес-клуб, рассмотрите основные ошибки, которые будут мешать его развитию.

  1. Отсутствие четкой концепции. При открытии клуба его владельцы должны понимать, какая цель у организации, какую пользу он будет нести для резидентов, каковы ценности, миссия и ЦА. Если отклоняться от первоначальной концепции, участники потеряют интерес и откажутся от членства.
  2. Не учитывается мнение участников. Клуб в первую очередь должен быть полезен для участников - нужно регулярно проводить опросы, каким они видят будущее сообщества, что им нравится, а что нужно изменить, какие мероприятию будут полезны, а от чего можно отказаться. Если планируются серьезные нововведения, обязательно нужно поинтересоваться мнением членов и учитывать его при принятии окончательного решения.
  3. Нет поддержки новых резидентов. Когда в клуб приходит новый участник, то встречает сплоченный коллектив, где все друг друга знают, и часто чувствует себя лишним. Формальное посещение мероприятий без налаживания личных связей приводит к тому, что новичок не получает ни удовольствия, ни пользы от членства и отказывается от него, когда оплаченный период подходит к концу.
  4. Избыток формальных мероприятий. Одна из главных задач каждого клуба - создание крепких связей между его участниками, поэтому наравне с официальными встречами и конференциями нужно проводить круглые столы в небольших группах, форумы в формате свободного общения, неформальные собрания и совместный досуг, где резиденты смогут познакомиться друг с другом и обсудить интересные им темы вне регламента.
  5. Нет четкой системы управления. Клуб не должен представлять собой организацию энтузиастов без четкого разделения обязанностей, где начальство занимается делами сообщества только в свободное от основной работы время. Нужно нанимать руководителей и персонал на постоянные должности и распределять между ними зоны ответственности.
-4

5 правил эффективного бизнес-клуба

Изучая опыт успешных организаций, можно выделить следующие правила эффективного бизнес-клуба, который будет полезен для всех его участников.

  1. Уделяйте внимание отбору резидентов. У всех членов должна быть хорошая репутация, они не должны быть замешаны в мошенничестве и скандалах, не допускаются серьезные долги, уголовные или административные дела. Также нужно уделять внимание виду деятельности их компании - лучше не допускать сомнительные сферы бизнеса, такие как казино, “инфоцыганство”, МФО.
  2. Стройте систему коммуникации внутри клуба. Важно, чтобы члены клуба могли легко взаимодействовать друг с другом, получать информацию о предстоящих мероприятиях, давать свои объявления и получать обратную связь. Каналы и чаты в мессенджерах для этого не подходят - можно разработать свою закрытую соцсеть или приложение, воспользовавшись существующими шаблонами.
  3. Формируйте сильную команду. Справиться со всеми задачами самостоятельно не получится - для продвижения нужны маркетологи, для организации встреч - менеджеры, собеседованиями должны заниматься HR-специалисты, а поддержкой работы сайта и приложения - программисты и веб-разработчики. Не берите на себя слишком много обязанностей, сосредоточьтесь на создании надежной команды, которой можно делегировать важные задачи.
  4. Продумывайте систему монетизации. Нужно заранее понять, откуда будут поступать средства - инвестиции на открытие должны окупиться. Установите разумную цену на членство, исходя из известности клуба, количества проводимых мероприятий, пользы, которую получают участники. Планируйте дополнительные каналы финансирования - это спонсорская помощь, инвесторы, рекламодатели.
  5. Занимайтесь брендингом. Чтобы выделиться на рынке и отстроиться от конкурентов, нужно выбрать яркое и запоминающееся название, гармоничный логотип, продумать слоган, ценности и миссию. Таким образом бренд приобретет характер и будет собирать вокруг себя единомышленников, формируя сплоченный коллектив и получая известность престижного бизнес-клуба.

Открытие собственного бизнес-клуба — возможность создать эффективную деловую среду с хорошей репутацией, которая окупит вложения и будет приносить стабильную прибыль. Чтобы добиться успеха, важно заранее утвердить концепцию, продумать источники финансирования и маркетинговую стратегию. А чтобы поддерживать хорошую репутацию клуба и привлекать новых предпринимателей, спонсоров и инвесторов, тщательно подходите к отбору потенциальных резидентов, учитывайте пожелания всех участников, организовывайте полезные мероприятия и неформальные встречи, где члены сообщества смогут познакомиться поближе.

---

Вам интересно, что такое бизнес-клуб и для чего на вам может пригодиться? Размышляете, "чем они там все заанимаются", и, вдруг, вам тоже надо? Все понятно. Мы — первое и единственное в России онлайн-издание, которое занимается только тем, что собирает информацию о бизнес-клубах, о том, как они устроены, делает обзоры на них и составляет независимый рейтинг по всем бизнес-клубам страны.

Подписывайтесь на наш Дзен, и переходите к нам на сайт, чтобы получить больше информации.

А еще, если вам нужно, чтобы наша редакция подобрала для вас бизнес-клуб, то ответьте на несколько вопросов и мы вернемся к вам с рекомендациями!

Stay in business, be involved!