Slayer не просто одна из тех групп, с которых начинался трэш-метал. Это не просто группа, которая входит в пресловутую Big 4. Для миллионов американцев Slayer — это настоящий культ, легенда, явление, веха. Команда, которая сделала тяжелую музыку по-настоящему экстремальной. Сатанинские образы, дьявольщина, сверхзвуковые гитары и ударные, вокал на грани истерии — все это Slayer, и наиболее острым выражением их творческого видения был и остается краеугольный Reign in Blood. О том, как создавались эти 28 минут 25 секунд безудержной мощи и вопиющего ужаса, граничащего с богохульством и прочими разоблачениями, вам расскажут сами участники этих событий: Дейв Ломбардо, Том Арайя, Керри Кинг, Брайан Слэгел, Дон Кей — в материале ниже.
Спасибо, что читаете Attack the Music! Это блог о тяжелой музыке и всем, что с ней связано! Подписывайтесь, а мы будем радовать вас интересными материалами о знаковых пластинках и группах!
1
К 1985 году лидером трэш-металлического направления по праву считалась Metallica. Но Slayer буквально дышали им в затылок. Их первые два альбома — Show No Mercy 1983 г. и Hell Awaits 1985 г. — стали ярким заявлением о намерениях и о том, что этих парней не устроит место в тени Хетфилда / Ульриха.
Керри Кинг:
«Я вспоминаю то время незадолго до выхода Reign In Blood, и как же чертовски круто было быть участником Slayer. Ты шел по улице, и люди узнавали тебя. Это было так потрясающе и странно».
Дон Кей (Don Kaye, американский журналист):
«Первые два альбома Slayer и EP [1984's Haunting The Chapel] вышли на Metal Blade. Они были очень хороши. Все были в восторге от них».
Брайан Слэгел, владелец Metal Blade Records:
«Уже когда они записывали Hell Awaits, всем было очевидно, насколько эти парни выросли в своем мастерстве. Особенно Дэйв. Он был феноменальным барабанщиком, и на Hell Awaits он очень сильно прибавил».
Том Арайя:
«Мы с самого начала писали исключительно тяжелый материал — длинный, но тяжелый. В то время так делали все. И мы будто хотели встать в один ряд со всеми, показать, что мы тоже, черт возьми, профпригодны. Уже потом появились амбиции. Мы улучшали свою игру и к тому моменту, когда сели за обдумывание концепции следующего диска, всем было ясно как день: эта пластинка будет другой, куда быстрее, чем Hell Awaits».
2
Еще не отгремели бесчисленные выступления группы в поддержку Hell Awaits, а команда уже вовсю планировала, каким же будет их следующий удар. С другими ребятами по сцене Slayer всегда были в дружеских отношениях, но понимали, что смогут выдать нечто, что заставит всех глотать пыль.
Керри Кинг:
«В то время между трэш-группами существовало товарищество. Я брал записи других ребят, просто чтобы посмотреть, что они делают».
Дейв Ломбардо:
«Мы следили за тем, что они делают. Слушали другие группы и обычно говорили: «Это слабо. Мы можем сделать лучше, мы более брутальны».
Том Арайя:
«Все остальные делали что-то медленное. Керри и Джефф были невероятно упрямы в своем желании записать скоростную пластинку. Но даже они не знали, насколько быстрым получится альбом».
Брайан:
«На Reign In Blood, я думаю, главным было их намерение «сделать самую быструю, самую тяжелую запись, которая когда-либо звучала на планете».
3
Главным драйвером происходящих в саунде группы изменений был Джефф Ханнеман.
Том Арайя:
«В конце периода Hell Awaits Джефф и Керри постоянно генерировали новые идеи, сходу придумывали новые вещи. Со временем Джеффа стал сильно увлекать панк Западного побережья. Там был один музыкальный магазин, куда он часто заходил и рассматривал обложки альбомов. Он считал, что чем круче обложка, тем лучше группа. Он слушал эти записи, снимал партии и демонстрировал нам».
Дейв Ломбардо:
«TSOL, Minor Threat, Dead Kennedys, Circle Jerks... Джефф постоянно открывал для себя новые группы. Это был определенно поворотный момент».
Том Арайя:
«Единственный, кто сопротивлялся увлечению Джеффа, был Керри. Он был ярым металлистом. Сначала он не понимал и не принимал эту музыку, но со временем все же стал проникаться и ею. Если тебя достаточно часто бьют чем-то по голове, в конце концов, это начинает тебе нравиться».
Брайан:
«Есть несколько песен, которые почти попали на Hell Awaits. «Altar Of Sacrifice» была одной из них. Здесь можно было услышать первые зачатки того, куда следует звучание группы».
4
Чтобы владельцы крупных рекорд-лейблов, наконец, осознали потенциал трэш-метала, на самом деле, понадобилось не так много времени. В 1984 году Metallica перешла на Elektra Records, а в следующем году настала очередь и самих Slayer.
Дон Кей:
«Metallica подписала контракт с Elektra, но в то время никто не ожидал, что Slayer получит крупный контракт, потому что они были такими тяжелыми».
Брайан Слэгел:
«Metal Blade был маленьким лейблом, а группа становилась очень и очень большой. Мы знали, что они собираются подписать контракт с более крупными ребятами просто потому, что на тот момент это имело смысл. Тогда практически каждый лейбл был заинтересован в них, потому что металл был в большом ходу».
Том Арайя:
«Тогда мы поняли, что есть звукозаписывающие компании, которым по-настоящему интересна наша музыка».
Брайан Слэгел:
«К нам обратился Рик Рубин, глава Def Jam Records. Def Jam был хип-хоп лейблом. Они выпускали пластинки Run-DMC и подобных им артистов. Но Рик также оставался и большим поклонником панка и металла».
Дейв Ломбардо:
«На тот момент мы уже успели подписать контракт на несколько пластинок с Metal Blade. И тут я узнал об интересе к нам одного крупного лейбла в Нью-Йорке – Columbia. Я рассказал об этом парням, а они такие: «Нет, Дэйв, мы уже подписаны на Metal Blade. Мы не можем расторгнуть контракт». Я такой: «Подождите. Давайте хотя бы посмотрим на то, что они готовы предложить».
Рик Рубин:
«Впервые я встретился с ними на их концерте в The Ritz в Нью-Йорке. До концерта я ничего о них не знал, и они меня просто ошеломили».
Том Арайя:
«Кто-то нам сказал: «Эй, я хочу познакомить тебя с Риком Рубином. Это парень из Def Jam». Мы такие: «Def Jam?». Было странно слышать об этом лейбле. Но Рубин, который его и возглавлял, был нашим поклонником, поэтому все это не могло не радовать. Ему нравилась наша музыка и он хотел с нами поработать — это было круто тогда».
Брайан Слэгел:
«Рик хотел этого больше, чем кто-либо другой, и он настойчиво добивался группы. Он сказал: «Эй, если вы пойдете со мной, я сделаю то-то, то-то и то-то», и они выбрали его. И не прогадали, как оказалось впоследствии».
5
По замыслу Рубина, новый альбом должен был походить на кипящий котел, который грозил сварить заживо любого, кто осмелиться его послушать; он должен был запечатлеть живую игру музыкантов, и такой подход группе вполне подходил, так что в июне 1986 года в студии Hit City West в Лос-Анджелесе стартовали первые сессии записи.
Том Арайя:
«Мы были кучкой молодых ребят, которые всегда и во всем привыкли полагаться только на себя. Мы сами приносили, устанавливали и настраивали свое оборудование, сами писали песни и прочее. Но важным изменением на сей раз стало то, что с нами работал настоящий профессионал. Это была первая запись с таким человеком».
Рик Рубин:
«Больше всего меня удивило то, что Джефф и Керри оба знали, какие соло хороши, а какие нет, поскольку в то время ни одно из соло для меня не имело смысла вообще. Как будто они говорили на другом музыкальном языке, чем весь остальной мир».
Дейв Ломбардо:
«Сессии начинались очень поздно — в десять или одиннадцать часов — и продолжались до раннего утра. Честно говоря, я не знаю, почему. Может быть, «Час колдовства». С полуночи до трех утра — лучшее время, чтобы наколдовать наибольшее количество зла».
Керри Кинг:
«Чем мы подпитывались тогда? Да ничем особо. Мы просто играли. Тогда я и не пил еще даже».
Дейв Ломбардо:
«Мы так хорошо отрепетировали песни перед тем, как отправиться в студию. По-моему, я записал свои треки за три или четыре дня. Не было ни компьютеров, ни программ. Все было хорошо отрепетировано: задай темп, нажми «запись» и не облажайся».
Рик Рубин:
«Все, что мы записывали и как мы это делали, было сильно близко к живому альбому, просто очень хорошо записанному в студии. Slayer не были похожи ни на кого, поэтому альбом звучит иначе, чем другие металлические альбомы. Они действительно создавали свой собственный жанр и генерировали ни на что не похожий вайб».
6
Десять треков, вошедших в альбом Reign In Blood, оправдали растущие амбиции Slayer — быть быстрее и брутальнее, чем любая другая группа. От темы сатанизма, главенствующего в Hell Awaits, они перешли к другим, не менее жутким и пугающим. Весь этот калейдоскоп ужасов, запечатленных на пластинке, чем-то напоминал полотна Иеронима Босха — особенно это заметно в культовом открывающем треке «Angel of Death», который был вдохновлен печально известным нацистским хирургом доктором Йозефом Менгеле.
Том Арайя:
«Были ли у меня какие-либо проблемы с исполнением текста песни «Angel of Death»? Нет. Когда Джефф принес песню, мы подумали: «Вау, это действительно крутая находка: Менгель был тем парнем, который творил все эти безумные и ужасные вещи».
Дейв Ломбардо:
«Мы изо всех сил старались быть более брутальными, темными и злыми. Поэтому такие темы нас всегда привлекали».
Том Арайя:
«Все десять песен уложились в двадцать восемь минут. Альбом же, согласно контракту, должен был длиться не менее сорока пяти минут. Я спросил Рика, нормально ли это. Его единственным ответом было: «Это десять песен, что и составляет альбом. Там есть куплеты, лиды и припевы». Он не возражал, и это нас очень порадовало».
7
Для Рубина и команды альбом не вызывал сомнений с моральной точки зрения, но были и те, кто этому отношению упорствовал. Релизы Def Jam распространялись компанией Columbia Records, президент которой, Уолтер Йетникофф, был в бешенстве от «Angel of Death». Йетникофф, еврей по национальности, посчитал песню антисемитской и отказался выпускать альбом, если из него не будет исключена открывающая композиция. Slayer отказались это делать. Columbia отказалась издавать диск.
Керри Кинг:
«Самое смешное, что все уже было оплачено. Все, что им нужно было сделать, — это продвинуть пластинку на рынок, и она начала бы продаваться». Мир — странное место».
Дейв Ломбардо:
«Рик сообщил нам, что Columbia отказались выпускать наш альбом, но тут же добавил, что его с радостью выпустят на Geffen, так что мы не особо переживал на этот счет. Более того, все это оказалось нам на руку».
Дон Кей:
«Дело в том, что из-за такой реакции Columbia на песню «Angel Of Death», многие музыкальные журналы написали об этом на своих страницах. В итоге о группе, которая была совершенно обделена вниманием СМИ, узнали многие, и это подогрело интерес аудитории к релизу».
8
Предрелизные споры только усилили ожидание выхода Reign In Blood. Собственно, как и тот факт, что ни одна песня не просочилась на кассеты заранее. Когда 7 октября 1986 года альбом был выпущен в США, он произвел эффект разорвавшейся бомбы.
Дон Кей:
«Я помню, как несколько моих знакомых высказывали мнение, что Hell Awaits был слишком прогрессивным. Все просто хотели от Slayer чистой скорости, а Hell Awaits изобиловал более длинными песнями. Так что, конечно, третий альбом группы многие ждали и их просто распирало от любопытства».
Брайан Слэгел:
«Я был потрясен. Это, безусловно, сильно отличалось от Hell Awaits. Там были и медленные вещи, и тяжелые, много разной динамики. А здесь просто долбишься головой в течение двадцати девяти минут».
Керри Кинг:
«В то время интернета не было. Зато были музыкальные журналы и личные рекомендации слушателей. Так люди и поступали: советовали друг другу группы. Определенно, сарафанное радио помогло нам довольно сильно».
9
Slayer начали свой тур Reign In Blood в ночь на Хэллоуин 1986 года в Moore Theater в Сиэтле. В качестве разогрева выступили Overkill из Нью-Джерси, которые годом ранее выпустили свой дебютный альбом Feel the Fire.
Рик Сэйлс, менеджер Slayer:
«Я только что закончил длительное турне с Dokken, и через пару недель мне позвонили и предложили поехать со Slayer в их турне Reign In Blood. Я еще не успел отдохнуть и потому отказался. На следующий день мне позвонил мой друг и сказал, что я просто обязан передумать. Раз уж такое дело, я пошел в магазин и купил копию Reign In Blood, и я просто подсел на их музыку. Я хотел быть их тур-менеджером, и я тут же согласился на эту работу».
Бобби 'Блиц' Эллсворт (вокалист Overkill):
«Overkill выступали в том туре. Мы приехали в Сиэтл и были так взволнованы. Вышли перед Slayer под градом мокрых бумажных полотенец, зажигалок Zippo и монет, которыми в нас бросали из зала. Аудитория Slayer — это жесткая аудитория. Типа, не останавливайся, и ты станешь меньшей мишенью. Как-то раз мы выступали в Лос-Анджелесе в зале под названием The Forum. Это было старое здание тридцатых или сороковых годов. Я помню, как во время выступления Slayer кто-то выпал с балкона. Но он упал не случайно, а специально спрыгнул. Так он показал свое крайнее возбуждение от музыки».
Дейв Ломбардо:
«После концерта я прогуливался по площадке и приметил большую лужу крови. Это были не просто несколько маленьких капелек, а как будто кто-то лежал и истекал кровью в течение долгого времени. Это было очень сильно».
10
Reign In Blood занял 47-е место в британском альбомном чарте и 94-е место в американском Billboard — впечатляющий результат для столь экстремальной пластинки от андеграундной команды. Возможно, этот альбом не имел такого же революционного коммерческого влияния, как блокбастер Metallica Master of Puppets, но он поднял трэш-метал на новый уровень бескомпромиссной жестокости. Более 30 лет спустя он остается эталоном того, каким может и должен быть металл.
Дон Кей:
«Reign In Blood не был похож на эволюционный шаг, он разом задал новую планку для всего, что последует за ним. Ты либо пытаешься сравняться с ней, либо превзойти ее, либо идешь в другом направлении. Другие группы знали, что им не превзойти этот релиз, и просто пытались сделать свои собственные вариации интенсивности и скорости».
Том Арайя:
«Почему пластинка была успешной? Я не могу ответить на этот вопрос. Может быть, дело в том, что ее сделал Рик Рубин, и она вышла на рэп-лейбле. Может быть, дело в том шуме, который сопровождал его выход, все эти споры и оскорбленные. Может быть, потому что он длился всего двадцать восемь минут — все остальные тогда делали очень медленные вещи. Я не знаю».
Рик Рубин:
«Это настолько экстремально и порой немузыкально... это как штурм. Я не могу припомнить другого альбома, который бы ощущался так же, как и этот».
Брайан:
«Эта пластинка, даже в большей степени, чем Metallica, вывела экстремальный и сверхтяжелый металл на первый план. Она дала дорогу Pantera и многим другим командам, которые добились успеха. Но это была самая экстремальная пластинка, которая когда-либо имела огромный коммерческий успех. Она проложила путь для всех — от Cannibal Corpse до Pantera».
Том Арайя:
«Мои родители всегда говорили мне, что я должен найти нормальную работу, может быть, пойти в колледж, чему-то научиться. Так что, если бы пластинка не удалась, я бы занялся чем-то другим, на улице бы не оказался. Но когда вышел Reign In Blood, они поняли, что мы чего-то да стоим, чего-то добились. Они были горды за нас».
Дэйв Ломбардо:
«Люди часто подходят ко мне в самых неожиданных местах и делятся со мной историями о том, как Reign In Blood спасла им жизни или помогла пережить какой-то тяжелый период. Несмотря на то, что музыка может быть интенсивной и жестокой, люди продолжают рассказывать, как она помогла им. Это просто невероятно».