В самарских архивах хранится хранится датированное февралем 1900-го года прошение крестьянки Татьяны Федотовой Сидоркиной следующего содержания: «Желая на принадлежащем мне дворовом месте, состоящем во второй части города Самара 52 квартала по улице Троицкой построить каменный в два этажа дом, имею честь покорнейше просить городскую Управу разрешить мне означенную постройку. Прилагаю при сем план и копию его. 8 февраля 1900 года. Вместо неграмотной Татьяны Сидоркиной по ее просьбе расписался Антон Казаков».
На прошении имеется разрешительный штамп – «к разрешению нет препятствий» и собственноручная подпись тогдашнего городского архитектора Самары Александра Зеленко.
Дом, выстроенный по прилагавшемуся проекту, основным объемом протянулся вглубь усадьбы. На Троицкую выходил нешироким уличным фасадом, имевшим 5-осевую фронтальную композицию. Углы фланкировались пилястрами, рустованными в первом этаже и декорированные нишами-ширинками – квадратными в цоколе и вертикальными в уровне второго этажа.
Нижние окна имели лучковую форму и обрамление в виде изящных тонких полуколонн с капителями и базами, опирающимися на подоконный карниз и «поддерживающими» трехъярусные сандрики с круглой бровкой. В отделенном карнизом цокольном поясе располагались подоконные фартуки с сухариками и небольшие нишки в простенках. По центру и по крайней левой оси располагались два парадных входа, ведущих в помещения первого этажа и в лестничную клетку на второй, так же оформленные стройными полуколоннами и треугольными сандриками в виде портиков. Разделял этажи неширокий профилированный пояс.
В оформлении арочных окон второго этажа использовались те же легкие полуколонны в простенках и опирающиеся на них массивные трехъярусные сандрики, повторяющие очертания проемов. Нижний ярус сандриков декорирован сухариками.
Базы колонн опирались на подоконный карниз, под которым в междуоконных простенках шли выпуски пояса сухариков, под окнами – прямоугольные ниши. Завершалось здание выступающим фризом с рядом крупных сухариков и венчающим карнизом, над которым по осям простенков были выставлены парапетные столбики, связанные ажурным металлическим ограждением.
Что касается владелицы – совершенно очевидно, что, не зная грамоты, она знала толк в делах. С крестьянской рачительностью использовала всю территорию усадебного места – основную площадь заняли жилые дома, оставшуюся – дворовые службы: дровяник, погребицы, баня, конюшня с каретником. Сама хозяйка по-прежнему проживала в отстроенном ранее так же выходившем на улицу деревянном доме в три окна по фасаду, напоминавшем крестьянские деревенские подворья, новый же нарядный особнячок использовала в качестве коммерческой недвижимости.
Поскольку многолюдная улица Троицкая служила, можно сказать, продолжением одноименного рынка, Сидоркина так же держала в подвале своего деревянного жилого дома бакалейную торговлю. Во вновь отстроенном же здании над центральным входом вскоре появилась вывеска «Дешевые обеды», извещающая об открытии так называемой народной столовой.
Внутреннее убранство этих заведений, набравших популярность на рубеже веков, напоминало прежние трактиры. Располагались часто в подвалах, украшением служили лубочные картинки, столы вместо скатертей покрывались клеенкой. Ассортимент, практически одинаковый во всей империи, разнообразием не отличался, но санитарный контроль со стороны городских властей был на высоте. С учетом клиентуры, не всегда умевшей читать (как, впрочем, и сама хозяйка), меню было наглядным: на стойку выставлялись традиционные первые – щи, борщ, вермишелевый суп – и вторые блюда – отбивные и жареное мясо с картофелем, горошком и макаронами. Работали столовые по принципу самообслуживания, основной наплыв посетителей наблюдался с 12 до 16 часов. Думается, хозяйка использовала и тогдашние маркетинговые ходы – месячные абонементы, дающие право на скидку и персональные шкафчики для постоянных клиентов с личной посудой, салфетками и газетами.
Кроме столовой, в доме работал магазин металлических хозяйственных и бытовых товаров. Помещения верхнего этажа с высокими светлыми комнатами сдавались в аренду, и жизнь в усадьбе бурлила.
После революции столовая закрылась, торговля тоже сошла на нет. Что стало с хозяйкой и ее доверенным лицом Антоном Казаковым, неизвестно. Облик и планировка национализированного особняка претерпели ряд изменений – центральный парадный вход полностью заложили, боковой – превратили в оконный проем, со стороны улицы возвели пристрой отдельного входа в подвал, внутреннее пространство обустроили под коммунальные квартиры.
Долгое время особняк находился в звании объекта культурного наследия, а 10 лет назад постановлением Правительства Самарской области от 01 сентября 2014-го года №533 был этого почетного и полезного статуса лишен. Оба добротно отстроенных усадебных дома с квартирами площадью от 24 до 75 кв.м. продолжают служить жильем.
Эстафету бывшей «народной столовой» приняло специализирующееся на доставке обедов кафе «Рис»
В статье использованы фото, взятые из открытых источников в интернете