Медитативный фильм для гурманов и визуалов. Поэтичный, ироничный, в меру сладкий, тягучий, как мед, но неизменно оттененный горчинкой. Впрочем, едва уловимой.
Франция отправила эту картину на «Оскар», а режиссер вновь на коне после перерывов в работе, после поиска своей дорожки к сердцам европейских зрителей. Что любопытно, он отказался от компромиссов и вернулся к своим истокам. Чужие лекала успеха зачастую не работают. Оседлать триллер ему не удалось. И он вернулся к истокам, к дебюту. Фильм Чан Ань Хунга «Рецепт любви» по стилистике больше похож на его собственный дебютный фильм «Аромат зеленой папайи» 1992 года.
Вероятно, самобытность даёт больше, чем попытки петь с чужого голоса.
«Рецепт любви». Тут мало действия, особенно в начале. Все дело в деталях, в атмосфере. Уклад жизни и стиль общения конца 19 века по-своему пленительны. Диалоги старомодные, но они умиляют.
В фильме сложнейшим образом поставленный свет. Тут есть волшебные эффекты оператора. И дело не только в золотистой «рекламной» подсветке, которая делает картинку аппетитной. Сцены со свечами, конечно, романтичны по определению, но тут дело в чем-то другом.
Такой фильм придется по душе зрителям, которые живут в мире, полном трагедий, тревог, катаклизмов. Это история о дуэте одарённых поваров, создающих изысканные блюда. Работают вместе 20 лет. Герои живут в выдуманном мире, где важнее всего вкусная еда, напитки, любовь, поэзия, природа. Кокон гармонии.
Давно любят друг друга. Их взаимный интерес не иссякает. Они словно два попугая-неразлучника. Творят кулинарные шедевры, рассуждают о грамотном меню так, словно это философский трактат Монтеня.
Высокая кухня, высокие отношения.
Кто бы мог подумать, что подавать миндальные десерты после мороженого такой же дурной тон, как вульгарная помада. (Цитата из фильма.)
Фильм сдобрен иронией режиссера. Порой он пародирует кулинарные фильмы с сильным креном в сторону порно. Он не рифмует еду и секс. Но готов поржать над теми творцами кино, кто на этом строит свой успех.
Тема любви и секса подана очень изысканно. Тонко, иронично.
Актеры Жюльет Бинош и Бенуа Мажимель владеют акварельными полутонами и отменным вкусом.
Есть доля иронии в том, что оба актера находятся в превосходной физической форме. Накачанное спортивное тело – у него, осиная талия – у нее. Внешне они отнюдь не похожи на фанатичных гурманов.
Фильм идет два с лишним часа. Важно запастись терпением!
Он из разряда тех неспешных произведений, которые умеют и утомить, и восхитить. Например, первые полчаса мы просто наблюдаем за приготовлением и поглощением изысканного ужина. Но если вы оседлаете эту волну, то ваши вкусовые рецепторы будут активированы, а нос будет волшебным образом улавливать ароматы с экрана.
Картинка пахучая, полыхающая запахами.
Не забудьте это ощущение, когда на ужин у вас будут макароны с сосисками, этакая пилюля-суррогат для занятого человека 21 века.
Да, кстати, о горчинке. Финальные кадры (флешбэк) прольют свет на подспудные течения этой «сладкой» любовной истории.
Женский портрет станет объёмнее. А история любви – острее и жёстче.