Найти тему
Издательство "Гангут"

Михаил Федорович Сухов

Сухов Михаил Федорович (1922-1984 г.г.) В 1940 г., будучи студентом 2-го курса МВТУ им. Н.Э. Баумана, в возрасте 19 лет, добровольцем ушел служить на флот. Участник Великой Отечественной войны. В Шлиссельбургском десанте был ранен. После излечения в госпитале вернулся на фронт. Участвовал в боях в составе 144-го отдельного батальона морской пехоты 63-й бригады Северного флота на полуострове Рыбачий. Освобождал города Печенга и Киркенес. Был награжден орденом Отечественной войны 2 степени, медалями «За оборону Ленинграда», «За боевые заслуги», «За оборону советского заполярья» и др. После войны опять продолжил учебу в МВТУ им. Н.Э. Баумана. С 1953 года — на кафедре тяжелого машиностроения. Доцент, кандидат технических наук. Автор 6 учебников и справочников. Материалы предоставлены дочерью — Островской Еленой Михайловной, публикуются в авторской орфографии.

Мои воспоминания о первых боях

19 ноября 1941 года я находился в Кронштадте, где мне исполнилось 19 лет. Отметили эту дату по стаканчику лишнего компота. А двумя-тремя днями позже начали формировать в Кронштадтском флотском полуэкипаже и Ленинграде особый отдельный лыжный отряд из моряков-добровольцев. Желающих добровольцев было очень много, но зачислили не всех. Я и мои приятели Сальников, Чесалин, Габичвадзе и другие были зачислены в отряд. Вечером нас построили, доложили о готовности отряда коменданту Кронштадта, который перед отправкой сказал напутственные слова, и ночью по тонкому льду Балтики выдвинулись пешком, взяв курс на железнодорожную станцию Лисий нос. По пути нас обнаружил немецкий самолет-разведчик, сбросивший над нами на парашютах несколько осветительных ракет, и сразу же, как по сигналу, было произведено несколько артиллерийских выстрелов немецкой артиллерией. Однако разрывы снарядов легли в стороне, и все дело кончилось для нас благополучно. Когда прибыли рано утром на станцию, нас уже ждал замаскированный поезд. Быстро погрузились и приехали в Ленинград, где разместились в одной из школ.

В течение 4-х дней шла интенсивная подготовка отряда к боевым действиям. За это время для отряда ленинградскими рабочими были изготовлены первые автоматы ППД. Закончив формирование, отряд отправился в прифронтовую полосу. Добираться пришлось частично по железной дороге, а километров 20–30 шли на лыжах. Разместили нас в клубе небольшого поселка. В течение 2-х дней нас обучали стрельбе из автомата, мы знакомились по карте с местностью, где предстояло воевать, было проведено несколько лыжных вылазок по 20–30 километров с отдыхом на снегу. Вечером по тревоге отряд был поднят. Командир отряда майор Маргелов доложил о готовности отряда к военным действиям прибывшему к нам командующему КБФ адмиралу Трибуцу В.Ф., лично руководившему военными действиями нашего отряда. Адмирал Трибуц вкратце обрисовал перед нами сложную военную обстановку, в которой нам придется действовать. Здесь мы поклялись не посрамить земли Русской и отомстить немецко-фашистским захватчикам за все муки и страдания наших людей. Начались первые бои, принесшие первые успехи. Все шло как будто по расписанию. Неспокойно чувствовал себя враг, особенно по ночам, сжигая для освещения своих позиций тысячи ракет.

Но вот однажды случилось непоправимое. Вышли на исходный рубеж и цепью залегли примерно в двухстах метрах от деревни Лиски, где находилась отборная фашистская дивизия «Мертвая голова». Выступление было назначено на 20.00 часов. Ждали свою стрелковую дивизию, которая должна была прибыть к назначенному месту. Пролежав на снегу всю ночь, до 8 часов утра, и не дождавшись дивизии, отряд получил приказ идти на штурм переднего края, так как отходить было уже поздно. Немцы могли нас обнаружить и тогда стали бы расстреливать в упор. Деревня стояла на крутом берегу, внизу был заболоченный берег Ладожского озера, поросший мелким кустарником. Местность вся простреливалась. Мы бесшумно пошли в атаку. Подпустив нас до кустарника, немец открыл шквальный огонь из всех видов оружия. Но мы не дрогнули и с криком «Ура!» бросились на врага. Тяжелый, неравный был бой, длившийся почти весь день. Но, несмотря на трудности, мы все же прорвали линию обороны и ворвались в деревню, по пути уничтожив большое количество немцев, несколько дзотов, минометных и одну артиллерийскую батарею. Фашисты уже дрогнули, казалось, вот уже близко наша победа...

-2

Как жаль, что вовремя не пришла наша дивизия, которая должна была расширить проделанную нами брешь в обороне противника и закрепить занятые позиции. Немец, как бы опомнившись и получив быстро свежее подкрепление, начал нас теснить и окружать. Но паники в наших рядах не было, никто не струсил, а все, и раненые в том числе, дрались, как львы, до последней капли крови. В этом бою я получил пулевое ранение в правую руку, а мой приятель Сальников был ранен в ногу минным осколком.

-3

Вечером под прикрытием темноты мы начали выходить с поля боя, так как дальнейшее удерживание позиции было бесполезным. <Выходили>, унося с собой раненых. Очень большие потери понес наш отряд в том <бою>. Но еще большие понесли потери и немцы.

Часто нас, фронтовиков, спрашивают: «А страшно ли было в бою?» На это я всегда отвечаю словами поэта-североморца Н. Букина:

Нас спросят: «Страшно?»

Может быть. Ведь нет бесстрашных

от рожденья.

Но нам страшней поклоны бить,

Жить в рабстве, в муках, в униженье.

-4

Перед Вами был представлен отрывок из книги "ВЕРНЫЕ ДОЛГУ" В.А. Мосунова, В.В. Шагина, О.В. Балашова

Приобрести и прочитать книгу полностью Вы можете, написав в личные сообщения нашей группы в ВКонтакте - https://vk.com/ipkgangut

Друзья, если статья вам понравилась - поддержите нас лайком и/или репостом, напишите комментарий. Наш канал - молодой, нам очень важно ваше мнение и поддержка!