В продолжение идеи об эмоциональной ценности коллекционирования следует упомянуть и смысловой нагрузке вашего увлечения. Я уверен, что каждый коллекционер ставит перед собой (умышлено или невольно) как минимум следующие цели, наполняющие его занятие смыслом.
Во-первых, без непосредственного и глубокого интереса к предмету коллекционирования, оно само по себе лишено основания. Потому будьте готовы (а вы ведь готовы) к постоянному поиску и систематизации знаний о том, что вы собираете. В этом состоит главный смысл любого увлечения – развитие собственного кругозора. И чем больше новых сведений о предметах своей коллекции вы получаете, тем больше вас затягивает сам процесс поиска чего-то нового. Это вечный и неизбежный круговорот. Даже в моей коллекции имеются минифигурки, о которых я мало что могу рассказать, так как никаких публичных источников об их истории не имеется, а частные беседы не всегда приносят плоды. Но это не означает, что я довольствуюсь самим фактом обладания конкретной минифигурки. Иногда бывает так, что новые сведения поступают совершенно случайно и в отношении тех предметов, о которых, казалось бы, знаешь все.
Вот буквально на днях узнал, что давно известные мне минифигурки Colored Internal Units не являются фигурками структурных подразделений, на чем я сам всегда настаивал, а представляют собой сувениры с мероприятия для сотрудников компании LEGO, участвовавших в программе MBTI Profile Workshop. По большому счету это форма психологического анкетирования, имеющего целью определить интуитивное, чувственное и мыслительное восприятие анкетируемым его отношения к той деятельности, какой он занят. Это способствует возможности функциональное распределения сотрудников и определения круга их трудовых обязанностей для получения более высокого уровня эффективности работодателя. Оставим в стороне вопрос о достоверности этого метода, но он позволяет определить внутреннюю готовность сотрудника быть руководителем, или помощником, или исполнителем, или советником, или вдохновителем. Вариантов довольно много. Меня интересует то, что на торсах этих минифигурок в форме тезисов сформулированы концептуальные ценности самой компании. А зная, что компания базирует свою деятельность на 6-7 базовых принципах, смею предположить, что кроме четырех известных минифигурок, нас ждет открытие еще нескольких. Одной из них, по всей видимости, является минифигурка MPX, которую мне никак не удается найти для себя.
За таким простым примером легко увидеть какой смысл заложен в поиске и систематизации информации о предмете коллекционирования, и как он способствует дальнейшему развитию вашего увлечения. Я всегда в общении с людьми задаю вопрос о возможных вариантах минифигурок Colored Internal Units, и уверен, что со временем получу на него положительный ответ, и новые экземпляры обязательно найдутся.
Отсюда вторая цель, реализация которой подчиняет вашу коллекцию определенным правилам, даже если он не до конца ясны и размыты. Эти правила, при взгляде со стороны, дают общее представление о том, что вы собираете и как структурируете коллекцию. Отсюда, например, заметные «пятна» на подиумах и полках некоторых коллекционеров, которые жду своего часа, чтобы стать занятыми новым экземпляром. Коллекция – это всегда вещи, собранные по какой-то определенной теме, систематизированные, имеющие общий смысл и какую-то цель. Если у меня есть по одной картине от трех разных художников, то это не коллекция. Это просто три картины. Даже если их объединяет одно направление и время создания. Особенно если висят они по разным комнатам, и никакой общности и связи между собой не имеют.
И как бы я не относился к изменению стоимости коллекции, следует признать, что по мере обрастания знаниями о каждом экземпляре и историей их приобретения, предметы вашей коллекции растут в цене. Очень часто коллекционеры с готовностью расстаются с немалыми суммами денег только по причине того, что им нравится сама история минифигурки. Это обстоятельство никогда не нужно сбрасывать со счетов. Ведь о нем известно и продавцам. Так что чем меньше сведений при обсуждении покупки вы сообщаете продавцу, с тем большей вероятностью вас ожидает гораздо более низкая стоимость, чем вы могли бы рассчитывать. Жаль, что в реальной экономике этот принцип не соблюдается. Но такова третья составляющая смысл коллекционирования – коллекция не определяется стоимостью экспонатов и даже ценностью каждого из них в отдельности. И здесь уместно напомнить об эмоциональной ценности коллекции как целого. Любой коллекционный экземпляр чего угодно стоит ровно столько, сколько за него на данном этапе кто-то готов заплатить. Определить стоимость коллекционных предметов рыночными методами невозможно из-за отсутствия устойчивого рынка этих предметов. И возрастающая по мере накопления знаний цена существует в вашем идеальном представлении, и не более того. Она растет, но она не имеет объективного выражения и не может быть определена. Вся уникальность вашей коллекции лежит за пределами денежной стоимости, и она уникальна сама по себе, вне зависимости от потраченных денег или той суммы, какую можно было бы получить при распродаже. Любой коллекционер стремиться собрать более полную или более обширную коллекцию в своей теме. Это цель любого коллекционирования. И это не вопрос цены, как вы понимаете. И ценность коллекции не определяется суммой цен каждого предмета в отдельности. Одни из самых доступных минифигурок – LEGO World. Но только в составе с иными сувенирными минифигурками они представляют ценность как часть целой коллекции минифигурок с фестивалей компании, куда можно отнести LEGO Brickorea или LEGO FanWelt. Вот только в этом случае сами минифигурки LEGO World обретают смысл.
Пока вы не осознаете эту часть своего хобби, пока будете игнорировать смысловую составляющую вашей коллекции, вы не начнете свой путь как коллекционер. И любые старания и попытки с вашей стороны будут сводится к банальному «мне это нравится» или «я это хочу», не имеющими ничего общего с коллекционированием, предполагающим (при кажущейся скучности) научный (исследовательских) интерес к предмету собирательства и восприятию вашей коллекции как единого целого.