Остросюжетная история «Круг» (1972) менее известна, чем «Два билета на дневной сеанс» (1966), хотя, речь в ней идёт об одном и том же человеке – о сотруднике ОБХСС Александре Алёшине.
Разве что, в «Двух билетах…» он ещё молод и вообще грезит о более интересной работе, нежели выискивать недостачи у вороватых директоров овощебаз и заведующих складом.
Однако мы понимаем, что Саша никуда не уйдёт из отдела по борьбе с хищениями социалистической собственности. В детективе «Круг» Алёшин уже капитан и, увы, всё ещё не женат.
Из этого мы делаем вывод, что его наметившаяся приязнь с журналисткой Тонечкой - …в общем, не стала началом для чего-то более серьёзного. А, может, и стала, но ненадолго.
Итак, Алёшин – красив, брутален и справедлив. Эталонный советский милиционер. И вот ему достаётся простенькое с виду дело. А, может, вовсе и не дело, а просто случай – склады-то горят и необязательно по чьей-то злой воле.
Однако тут есть загвоздка, да ещё какая – выяснилось, что до пожара там были 40 кг …oпия, а после пожара выяснилось, что это вещество, важное для изготовления лекарств, было заменено мелом.
Так, в принципе, и делали всякие «жучки»-махинаторы – сначала воровали товар, а потом поджигали склад, наполненный другим содержимым. Почему-то жуликам каждый раз не приходило в голову, что эксперты могут определять состав сгоревшего даже по пеплу.
Начинается расследование, и все ниточки в первоначально ведут к начальнику транспортного участка – Ростиславу Фролову (Армен Джигарханян). Он замешан? Но… в какой степени, а главное – почему?
Как и в других советских детективах, тут интересна не только фабула, но и детали – квартиры, мода, машины и диалоги. Прекрасен дуэт Армена Джигарханяна и Евгении Ураловой, играющие тут любящих супругов.
Он – что-то скрывает, она – страдает. Причём, она видит, что его тайна – вовсе не связана с каким-то пошлым адюльтером, ибо всё глубже. Но что? В своё время у Фролова уже были проблемы с законом, но тогда он был невиновен... А сейчас?
Вторая дивная пара – Васильцевы (Николай Рыбников + Светлана Немоляева). Он – глава коммерческого отдела (да-да, всё это было и в СССР), она – работница «Интуриста», сопровождающая иностранцев.
Это - золотое дно по тем временам. И точно! Дом – полная чаша. Как же чарующая тут Немоляева в пеньюарах с оборками, перед трюмо, заставленном флаконами! Этакая Мальвина. Они тоже замешаны?
А красивый-неженатый Алёшин, меж тем, слегка влюбляется в эффектную даму с того фармхимзавода – Ольгу Свешникову (Светлана Коркошко). Она – стильная, сильная, умная. Этакая спокойная пантера.
К ней вопросов почти нет, да и какие претензии могут быть к этой несуетливой, с парижским шармом, женщине? Она – всего лишь сотрудница бюро рационализации.
Ниточки ведут на Запад – оттуда прибывает улыбчивый американец, мистер Бербат (незаменимый в подобных ролях Альгимантас Масюлис), которого мадам Васильцева когда-то возила по экскурсионным точкам, да и вообще – с удовольствием общается.
Вообще, в этом фильме интересна и сама модель транспортировки «веществ» за рубеж – в запаянных тазах, которые …сильными магнитами крепятся к дну международного судна, и потому в махинацию замешаны водолазы.
«Круг» - это не вполне обычный - для советского киноискусства – детектив, ибо в милицейских историях чаще всего преступник бывал известен с самого начала, а задачей авторов было – показать работу правоохранительных органов.
А ещё следовало явить дидактику - главную цель всех этих повествований. Воровать - плохо. Всё равно отыщем и накажем. Здесь до самого финала нас держат в неведении. Кто же глава «синдиката»?! Подозреваемых много. И я не скажу. Это надо видеть.
Zina KorZina (c)