Найти в Дзене
ЭХ, ПРОКАЧУ!

«Кража» - антиквариат, красотка-блондинка и реставратор-гад

Самый распространённый сюжет кино-теле-детектива 1970-х годов – это битва циничных преступников и доблестной милиции за какой-нибудь старинный артефакт. Если же смотреть на это шире, то здесь демонстрировалось противоречие между частным интересом и – общественным.

Воры непременно хотели нажиться на продаже уникальной картины, иконы, музейной драгоценности, а наши следователи при помощи неравнодушных людей мешали гадам совершить сделку. В большинстве случаев люстру Галантного века или барочного «Святого Луку» мечтали вывезти за границу, тем самым лишив советских граждан их коллективной собственности.

Кадр из фильма «Кража» (1970). Скриншот.
Кадр из фильма «Кража» (1970). Скриншот.

«Кража» (1970) – один из первых фильмов этой обширной серии. Чем интересен этот сюжет? Прежде всего тем, что здесь нет строго-положительных и ярко-отрицательных персонажей (кроме совсем уж законченных преступников).

Нам показывают, что человек способен и на подлость, и на подвиг, а тот, кого мы считали падшей свoлoчью, раскрывается с иной стороны. В то же время, «приличный человек» и «добродетельная супруга» могут быть способны и на оговор, и на подлог.

Кадр из фильма «Кража» (1970). Скриншот.
Кадр из фильма «Кража» (1970). Скриншот.

Людьми управляют страсти – жадность, зависть, ревность и так далее. В центре внимания сразу два ценных предмета – инкрустированная шпага, которую крадут из музея и – уникальная панагия, что оказалась в руках коллекционера и реставратора Алексея Бурова (Эдуард Марцевич в белых джинсах).

Он не производит хорошего впечатления – этакий хлыщ, обманывающий жену. Но если бы просто гулял! Он спускает все деньги на ...нет, не на эффектную блондинку Наташу (роскошная Ирина Азер), а на антиквариат. Свою нелюбимую супругу он пилит, презирает и ...посылает.

Кадр из фильма «Кража» (1970). Скриншот.
Кадр из фильма «Кража» (1970). Скриншот.

Ругается, что на ужин «снова перец» и советует занять денег, выкрутиться. А он будет скупать все статуэтки Будды, ордена, кортики и так далее. Подозрение милиционеров и – зрителей падает на Бурова. Ну, не может, такой противный мужик в белых штанах быть честным!

Однако (повторюсь) в этой истории нет прямых ответов на сложные вопросы. всю эту лихо закрученную фабулу пересказывать не буду – она стоит того, чтобы её посмотреть без спойлера, и тот, кто видел – поймёт. В отличие от большинства размеренных советских детективов, этот - динамичный.

Кадр из фильма «Кража» (1970). Скриншот.
Кадр из фильма «Кража» (1970). Скриншот.

...Помню, когда смотрела в детстве, да и потом... не понимала, с какой радости законный приобретатель антикварной вещи (а Буров купил панагию на свои честно заработанные деньги) должен безвозмездно отдавать её государству. И это многажды подчёркивается.

Хорошо, отдать. Но за определённую сумму – хотя бы за ту, что была потрачена. К слову, это законодательное установление только мешало – граждане таили свои «штучки», а жулики, связанные с антик-бизнесом (а это был конкретно бизнес), на этом наживались.

Кадр из фильма «Кража» (1970). Скриншот.
Кадр из фильма «Кража» (1970). Скриншот.

Коллекционеров не любили в СССР – я имею в виду не общество, как таковое, но агитпроп их покусывал. Мол, они завладевают тем, что принадлежит всем и показывают избранным или же никому. И тут, в «Краже» нам явили образ неплохого человека, коим завладели вещи. И они его сожрали. Впрочем, не только его.

Да, фильм хорош ещё и тем, что в нём любопытное актёрское «трио» – неожиданный Олег Борисов в роли следователя, Николай Бурляев и уже упоминавшийся Эдуард Марцевич. Артисты из разных плоскостей, но они хорошо взаимодействуют в кадре.

Кадр из фильма «Кража» (1970). Скриншот.
Кадр из фильма «Кража» (1970). Скриншот.

И, конечно, великолепна Ирина Азер, которая, к сожалению, мало снималась, но всегда была в центре внимания. Разумеется, она в роли коварной пособницы преступного мира, этакой нимфы порока и дольче-виты, но в финале красотка раскаивается... Но - увы.

Zina KorZina (c)

  • Ещё советские детективы, где фигурируют ценности и коллекции:

1. ЗнаТоКи, «Подпасок с огурцом» и мнимая интеллигентка Муза Боборыкина.

2. «Профессия – следователь» - редкие книги, бяка-адвокат и Аманда Лир.