Найти тему
ЭХ, ПРОКАЧУ!

«Два билета на дневной сеанс» - отличный фильм по слабому сценарию

Большинство советских детективов занимательны не столько фабулой, сколько житейскими коллизиями. Также увлекательны реалии, так как все милицейские истории опосредованно повествуют о том, что …было актуально и важно. Что воруют? Актуальное. На что покушаются? На важное. Что представляет интерес для серьёзных людей из уголовного мира?

Афиша фильма «Два билетах на дневной сеанс» (1966). Кинопоиск.ру.
Афиша фильма «Два билетах на дневной сеанс» (1966). Кинопоиск.ру.

Некое сырьё в товарных количествах. Сегодня – беседа о «Двух билетах на дневной сеанс» (1966) Герберта Раппапорта. В центре внимания – ОБХСС – отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности. Напомню, что за хищения у государства при советской власти можно было получить даже высшую меру.

Так, 25 июля 1962 года в УК была внесена статья 93-1, предусматривавшая наказание вплоть до смертной казни за хищение государственного или общественного имущества на сумму свыше 10 000 рублей. Всего лишь! Поэтому жулики в те годы боялись именно ОБХСС.

Кадр из фильма «Два билетах на дневной сеанс» (1966). Кинопоиск.ру.
Кадр из фильма «Два билетах на дневной сеанс» (1966). Кинопоиск.ру.

Но вернёмся к «Двум билетам…». Итак, Александр Алёшин (Александр Збруев) молоденький работник этого самого ОБХСС подаёт рапорт, ибо не видит в себе таланта сыщика. Зачем выбирал такой путь? Так и не выбирал. Его тут направили по путёвке райкома ВЛКСМ.

Это была ещё одна особенность тогдашней системы – в органы могли вот так направить какого-нибудь активного, бодрого, энергичного, а тот мог вообще не иметь никакой тяги к работе следователя. Больше того, ребятки были вообще без юридического образования.

Кадр из фильма «Два билетах на дневной сеанс» (1966). Кинопоиск.ру.
Кадр из фильма «Два билетах на дневной сеанс» (1966). Кинопоиск.ру.

Так, Алёшин – химик из Ленинградского технологического института, в просторечии - «Техноложка». Однако начальство не спешит отпускать энергичного пацана и предлагает ему дело. Два билета на дневной сеанс. Вроде бы всё обыденно. И …что-то здесь не то.

Надо проверить. Алёшин подчиняется, лелея надежду, что это – его последнее задание. Вообще, «Два билета…» - хороший пример того, как умелая режиссура и отличная игра актёров способны сделать шедевр из слабоватого, сырого киносценария.

Кадр из фильма «Два билетах на дневной сеанс» (1966). Кинопоиск.ру.
Кадр из фильма «Два билетах на дневной сеанс» (1966). Кинопоиск.ру.

Причём, это не моё мнение, а профессионалов – в Википедии есть цитаты кинокритика: «Режиссёрское и актёрское мастерство выше сценарного, а иногда и вступает с ним в противоречие» и «…сюжет фильма достаточно искусственен, а разыгран хорошо».

Например, эффектная Инка-эстонка (Людмила Чурсина) с её фразой про Мерилин Монро и последующим превращение в жену советского инженера, в общем-то – лишний персонаж. Инка не влияет на сюжет и ничего не объясняет по ходу действия.

Кадр из фильма «Два билетах на дневной сеанс» (1966). Кинопоиск.ру.
Кадр из фильма «Два билетах на дневной сеанс» (1966). Кинопоиск.ру.

Но! При этом она-то и запоминается более всех. В своём обтягивающем платье, с шикарной укладкой, …с витиеватой судьбой… она является изюминкой повествования. Инка гораздо более интересна, чем другие девушки в этой киноистории. Да, а что там с расследованием?

Оказывается, что учёный Анатолий Лебедянский (Никита Подгорный) страдает от того, что изобретает он, а все лавры достаются его боссу Блинову (Бруно Фрейндлих). На эту удочку-то и подцепляет гения ловкий жучок Рубцов – директор швейной фабрики (Владимир Кенигсон).

Кадр из фильма «Два билетах на дневной сеанс» (1966). Кинопоиск.ру.
Кадр из фильма «Два билетах на дневной сеанс» (1966). Кинопоиск.ру.

Да, здесь можно увидеть ещё одну деталь той эпохи – страсть к синтетике. Тогда все ею бредили, а вещи из синтетических материалов считались модными, крутыми, современными. Так вот Лебедянский изобрёл некий элон, из которого можно пошить много плащей и разного прочего ширпотреба.

Учёного втягивают в махинацию, результатом которой становится подпольный цех по изготовлению вещиц с палёными лейблами иностранных фирм. Тоже – явление советского преступного мира, когда жулики использовали государственные мощности, работников, материалы в своих целях и торговали продукцией по своим «каналам».

Кадр из фильма «Два билетах на дневной сеанс» (1966). Кинопоиск.ру.
Кадр из фильма «Два билетах на дневной сеанс» (1966). Кинопоиск.ру.

Да, насчёт, сырого сценария и нелогичного (местами) сюжета. Если не заморачиваться, можно списать это на типично-шестидесятническое состояние «потока», когда жизнь текла по весенним законам. Да, остался ли Саша Алёшин в ОБХСС? На этот вопрос даёт точный ответ следующий фильм «Круг» (1972), где Алёшин уже капитан.

Zina KorZina (c)