Найти тему

Жалко ли вам Инку-эстонку, променявшую блеск на обыденность?

Разбирая вчера детектив Герберта Раппапорта «Два билета на дневной сеанс» (1966), я, разумеется, вспомнила о второстепенном и вообще не существенном персонаже этой кинокартины – об Инке-эстонке в исполнении Людмилы Чурсиной.

Интересно, что малозначительность героини с точки зрения фабулы не совпало с её запоминаемостью. Многие подзабыли, в чём там дело, но Инка с её нарядами и фразочками тут же возникает в памяти.

Кадр из фильма «Два билетах на дневной сеанс» (1966). Скриншот.
Кадр из фильма «Два билетах на дневной сеанс» (1966). Скриншот.

В комментариях прозвучало сожаление: дескать, жаль, что яркая, модная и роскошная фемина в конечном итоге превратилась в типовую жену советского инженера (его, кстати, сыграл в эпизоде молоденький Иммануил Виторган, весьма узнаваемый, но даже не отмеченный в титрах).

И вот захотелось порассуждать – а что, собственно, потеряла Инка, став мадам-инженершей? Начну я, правда, с парадоксального утверждения – Инка… не модная. Она одевается так, как ей нравится и в то, что вызывает шок у созерцателя.

Кадр из фильма «Два билетах на дневной сеанс» (1966). Скриншот.
Кадр из фильма «Два билетах на дневной сеанс» (1966). Скриншот.

Она появляется перед Сашей Алёшиным в сильно обтягивающем платье с крупным цветочным принтом. Настолько обтягивающем, что вырисовывается вся её фигура.

Однако в середине 1960-х годов такой фасон давно перестал быть актуальным – эти русалочьи формы были востребованы в 1950-х. Диоровский New Look с его культом женщины-цветка.

Инка одета в стиле, который был модным ...10 лет назад, то есть в 1950-х. https://ru.pinterest.com/
Инка одета в стиле, который был модным ...10 лет назад, то есть в 1950-х. https://ru.pinterest.com/

В 1964-1966 годах моден силуэт-«рубашка», но с пояском или же полуприталенность, лёгкое прилегание, свободные проймы. Тогда везде был культ геометризма и минимализма.

А Инка – это как «привет» из прошедшей эпохи с её pin-up-изгибами. Неслучайно себя она сравнивает с Мэрилин Монро, погибшей в 1962 году и являвшей собой эталон предыдущего десятилетия.

Когда снимали фильм, популярны были вот такие силуэты. https://ru.pinterest.com/
Когда снимали фильм, популярны были вот такие силуэты. https://ru.pinterest.com/

В общем-то, именно модные в этой кинокартине совсем другие девушки – например, журналистка Тоня или погибшая Юля Рубцова. Лаконичный силуэт, никакого внимания к бюстам и никаких принтов в виде буйной розы.

Да - для демонстрации чувственного и вульгарного образа …мода 1960-х напрочь не годилась! Нужна была обтяжка. Но вернёмся к самой Инке и её судьбе. Девица давно тяготилась своей ролью подружки жулика.

Кадр из фильма «Два билетах на дневной сеанс» (1966). Скриншот.
Кадр из фильма «Два билетах на дневной сеанс» (1966). Скриншот.

Да, было много подарков и ресторанов. Так сказать, дольче-виты. Но и столько же унижений. Да и сам парень ей не нравился. Кроме того, у таких бабочек-шоколадниц, как Инка, в СССР был короток век – они быстро старели, скатываясь всё ниже, а там и спиваясь.

Да и ночная жизнь при социализме – так себе, с точки зрения всяких «не товарищей» - ни клубов, ни казино, да и бары – не на каждом шагу. (Вы наверняка заметили, что именно это и появилось в 1990-х в первую очередь, как символ «свободной западной жизни»).

Саша Алёшин листал в логове жулика издание 'Фоли Бержер'. Кадр из фильма «Два билетах на дневной сеанс» (1966). Скриншот.
Саша Алёшин листал в логове жулика издание 'Фоли Бержер'. Кадр из фильма «Два билетах на дневной сеанс» (1966). Скриншот.

Больше того, у этого круга нет и друзей вне оного – даже подруг не бывало, кроме как из среды таких же мамзелей. Подчеркну – Инка не прости***ка и даже не манекенщица (их в СССР часто приравнивали к первым) – она работница фабрики, где и познакомилась с тем инженером.

И этот человек открыл ей совсем другую жизнь – где можно не жить, не прячась и не вызывая ни у кого осуждения. Вообще, это дорогого стоит – быть частью здорового общества, а для Инки – это шанс не погибнуть в прямом смысле этого слова.

Кадры из фильма «Два билетах на дневной сеанс» (1966). Скриншоты.
Кадры из фильма «Два билетах на дневной сеанс» (1966). Скриншоты.

И ей не скучно было сменить вызывающие шмотки на нечто обыденное и скоромное. Скучно – это листать западные журналы на кушетке в норе уголовника. Скучно - быть униженной и битой. И кем? Человеком со дна общества, то есть пoдoнком.

Zina KorZina (c)

ЭХ, ПРОКАЧУ! Все кадры из кино, фото и картинки, используемые в статьях, взяты из открытых источников. В прессе публикуюсь под именем Галина Иванкина.