Найти тему
Pressfeed

30 лучших книг по маркетингу и PR, обязательных к прочтению

Оглавление

Что бы ни случилось, но книги всегда остаются нетленкой. Книги, которые помогут навести порядок в голове и делах, обучат легко общаться с кем угодно и когда угодно, научат хорошо и быстро писать тексты, а также покажут, как мыслить креативно и принимать нестандартные решения. Подборка от Pressfeed.Журнала из 30 лучших книг по маркетингу и PR, которые должны быть на полке каждого маркетолога и пиарщика.

Иллюстрация Nata Blackthorn  📷
Иллюстрация Nata Blackthorn 📷

Книги по маркетингу и PR

  📷
📷

1. Книга Ленивого Гуру. Лоуренс Шортер

PR — одна из самых стрессовых профессий. Вы ответственны за имидж компании, и даже одна ошибка может стоить карьеры.

Лень, как известно, двигатель прогресса. Став Ленивым Гуру, вы научитесь сосредотачиваться на главном, не обращать внимания на неурядицы, сохранять ясный ум и уверенность в себе. Достигайте большего, делая меньше!

2. Как растут бренды. Байрон Шарп

-4

Многие маркетологи считают, что в их деятельности нет законов. Это не так. Байрон Шарп в течение многих лет исследовал поведение покупателей и понял, как люди совершают покупки и что надо сделать, чтобы возросли продажи.

Эта книга предназначена для маркетологов, но специалистам в области PR она будет тоже полезна. Вы узнаете, как создавать продающие описания, и сможете спрогнозировать политику продаж большой компании.

  📷
📷

Смотрите также:

https://news.pressfeed.ru/9-statej-o-samyh-populyarnyh-professiyah-v-didzhital-i-marketinge/

3. Как разговаривать с кем угодно. Марк Роудз

-6

Ежедневно мы общаемся с людьми. Каждый новый разговор может быть началом чего-то нового и интересного — новой бизнес-идеи, проекта, карьеры, дружбы. Но смущение и страхи часто мешают вам открыть рот и заговорить.

С этой книгой вы научитесь воспринимать общение как приятный процесс. С легкостью говорить с кем угодно и чувствовать себя на все сто в любом обществе, с любым собеседником — достижимая цель. Главное здесь — знать теорию, много практиковаться и быть уверенным в себе.

4. Включаем обаяние. Джек Шафер и Марвин Карпинс

-7

Эта книга — пособие по общению с людьми и влиянию на них от бывшего агента ФБР. В ней Джек Шафер описывает вербальные и невербальные приемы, позволяющие вам заводить друзей и производить хорошее впечатление — на покупателей и потенциальных клиентов, на руководителя, на представителей противоположного пола на свидании.

Эти стратегии, разработанные спецслужбами, прекрасно работают и в «мирных» условиях. Для всех, кто хочет сделать приятными случайные встречи и укрепить уже существующие отношения.

5. Лидер и племя. Дэйв Логан, Джон Кинг и Хэли Фишер-Райт

-8

Амбициозным пиарщикам посвящается. Вы наверняка замечали, как в офисе ваши коллеги сбиваются в стайки, создают свою культуру и выбирают своего лидера. Эти племена взаимодействуют между собой по определенным законам, у них свои потребности и желания. Построить успешную компанию без знания этих процессов тяжело. «Лидер и племя» — это то, что нужно знать о корпоративной культуре.

Также в книге:

  • как остаться лидером в новом коллективе;
  • в чем секрет среднего лидера, который производит впечатление сильного;
  • почему успешные, на первый взгляд, стратегии чаще не срабатывают.
  📷
📷

Смотрите также:

33 формата контент-маркетинга для бизнеса

6. Рисовый штурм. Майкл Микалко

-10

С этой книгой по маркетингу вы научитесь генерировать превосходные идеи, мыслить нешаблонно и находить гениальные решения проблем. Ведущий эксперт по креативному мышлению Майкл Микалко собрал и систематизировал стратегии творческого мышления.

Вы узнаете больше сотни креативных техник и упражнений, разовьете мыслительные способности и найдете множество интересных игр и головоломок, которые заставят ваш мозг работать на полную. Примеры творческих находок и гениальных решений из прошлого вдохновят вас на практическое применение этих методов и помогут активизировать ваше творческое «я».

7. Психология убеждения. Роберт Чалдини, Ноа Гольдштейн и Стив Мартин

-11

Умение слушать и убеждать — одни из главных навыков успешного пиарщика. Способность убеждать окружающих можно развить, изучая стратегии убеждения с научной точки зрения. Из этой книги вы узнаете, как небольшие и несложные изменения в устных и письменных сообщениях помогут сделать их убедительнее.

На страницах книги вас ждут 50 простых и эффективных способов стать убедительными.

8. Пять пороков команды. Патрик Ленсиони

-12

Это бизнес-роман, который повествует о Кэтрин. Она пришла руководителем в компанию, разваливающуюся на глазах. Ее задача — вернуть товарищеские отношения между менеджерами и заново выстроить командную культуру.

Во второй части книги Патрик Ленсиони анализирует проблемы компании и рассказывает о пути их решения. Кстати, эта книга по маркетингу поможет решить и личные проблемы. Вы узнаете, как выстроить отношения с коллегами и повысить личную эффективность и командную.

  📷
📷

Смотрите также:

Топ-15: книги о медиа для журналистов, пиарщиков и всех, кто хочет быть в теме

Книги по PR от российских практиков

Отдельно в нашей подборке мы выделили книги по PR, написанные российскими практиками. Почему именно российскими? Потому что PR — штука, которая требует индивидуального подхода, и далеко не все из того, что пишут в западных изданиях, применимо в наших весьма специфических рыночных условиях. Почему именно книги практиков? Потому что конкретные советы, кейсы и чужой опыт всегда лучше и полезнее общих слов.

9. PR высокого полета. Инна Алексеева и Татьяна Гуляева

-14

Несмотря на то, что книга была написана еще в 2008 году, советы, которые в ней содержатся, не потеряли своей актуальности и сегодня. Авторы — Инна Алексеева, гендиректор агентства PR Partner и Татьяна Гуляева, известный пиарщик, когда-то занимавшаяся пиаром «Евросети» и Евгения Чичваркина.

В книге подробно описаны механизмы работы топов компаний с ключевыми целевыми аудиториями — СМИ, инвесторами, сотрудниками и профессиональным сообществом. Пару слов сказано о кризисном менеджменте. Но более всего эта книга ценна своей практичностью: в каждой главе авторы «на пальцах» объясняют, как использовать ту или иную рекомендацию, что учесть, про какие мелочи не забыть. Видно, что авторы побывали в изрядном количестве непростых ситуаций, что позволило им написать столь конкретную книгу. Словом, рекомендуем.

10. PRописные истины. Михаил Умаров

-15

«PRописные истины» — это такая книга-блог с размышлениями одного из самых известных российских PR-специалистов Михаила Умарова (ныне директор агентства Comunica, а на момент написания книги — PR-директор «Билайн»). Мы любим Михаила за его откровения о PR, которыми он регулярно делится в колонках на страницах изданий (именно от него мы впервые услышали термин «спам-пиар», с которым борется Pressfeed). Пишет он по делу, живо, с должной долей юмора и даже самокритики, без которой, наверное, в современном пиаре никак не выжить.

«PRописные истины» — не учебник, и даже не руководство к действию. Эта книга позволяет уложить в голове то, что многие пиарщики когда-то приняли за правило, но, быть может, так до конца и не начали этими правилами пользоваться. Как, например, сравнение планирования PR-мероприятий со знакомством парня и девушки. Наглядно и близко к жизни. А главное, эти размышления практически не имеют временных рамок — кажется, что и через 10 лет видение пиара «от Умарова» будет легко приложить на современную PR-реальность.

11. PR в реальном времени. Тренды. Кейсы. Правила. Михаил Умаров

-16

Не удержались и включили в нашу подборку еще одну книгу от Михаила Умарова. Уж больно хороша. В отличие от предыдущей книги здесь — сплошь конкретные примеры и кейсы, что, в общем, понятно даже из названия. Из книги вы узнаете, как коммуницировать с журналистами, блогерами и инфлюенсерами, работать с соцсетями. Ну и, конечно, уметь анализировать и измерять эффективность своей бурной деятельности.

12. Маркетинг без бюджета. Игорь Манн

-17

Эта книга — must have для тех, кто продвигает продукт с минимальными бюджетами на маркетинг и PR или вообще без них.

В руководстве вы найдете 50 эффективных инструментов, которые можно использовать уже здесь и сейчас.

13. Маркетинг в социальных сетях. Дамир Халилов

-18

Книга Дамира Халилова написана просто и по делу. Дамир честно пишет о том, что работает в наших условиях, что нет и почему, а также приводит конкретные примеры из собственной практики, делится цифрами и рекомендациями.

Эту книгу стоит прочитать всем, кто имеет хоть какое-то отношение к маркетингу.

  📷
📷

Смотрите также:

Топ-10 лучших книг по SMM

14. PR IT-компаний. Филипп Гуров

-20

Пусть не все читатели этой подборки работают в PR технологических компаний, книгу мы все равно настоятельно рекомендуем. Ее автор, директор агентства «Гуров и партнеры», разбирает PR технологической компании по полочкам — от работы со СМИ до отношений с вендорами. В книге есть также глава, посвященная формированию профессионального сообщества.

Интересная «фишка» книги — в ней рассказано об особенностях PR в разных странах, от Казахстана до Германии. Конечно, не только ИТ-компании выходят за пределы своего региона, так что этот раздел будет полезен тем, кто планирует в ближайшее время экспансию за рубеж.

15. Русский PR в бизнесе и политике. Алексей Санаев

-21

Эта книга немного выбивается из контекста. Во-первых, она написана довольно давно (в 2003 году), а, во-вторых, отличается довольно циничным подходом к PR-технологиям. Зато это чуть ли не первая в России не учебная книга о PR, так сказать, без прикрас.

Автор, пишущий под псевдонимом Алексей Санаев, как поговаривают, работает в одной из крупных компаний. Анонимность позволяет автору резать правду-матку и рассказывать о жизни PR-отдела своей компании на реальных примерах. Особенно интересен в книге раздел про работу с регионами.

  📷
📷

Смотрите также:

Как сделать книгу эффективным инструментом маркетинга и PR

16. Персональный бренд: создание и продвижение. Андрей Рябых и Ника Зебра

-23

Сегодня про персональный бренд не говорит только ленивый. При этом, понадобиться он может как вам лично, так и вашему начальнику. Приходится методом проб и ошибок выбирать тот образ и те методы продвижения, которые подходят именно вам.

Специалисты в этом вопросе Ника Зебра (Вероника Кириллова, гендиректор агентства Zebra Company) и Андрей Рябых (питерский предприниматель и инвестор) подробно решили нам об этом рассказать.

Наверное, Америку большинству из нас эта книга не откроет — она лишь позволяет перенести всем известные технологии продвижения и брендинга на конкретную личность. Но это первая изданная в России серьезная книга по персональному брендингу, мы не могли никак обойти ее своим вниманием.

17. Отличайся! Личный бренд — оружие массового впечатления. Тимур Асланов

-24

Вот вам еще одна книга по личному брендингу — издана в 2019 году, так что буквально «свежачок». Тимур Асланов, главред журнала «Пресс-служба», бизнес-тренер и постоянный автор Pressfeed.Журнала, рассказывает, как строить личный бренд, чтобы выделяться среди других.

Много конкретных советов, рекомендаций и фишек, испытанных в том числе автором и на себе. В общем всем, для кого построение персонального бренда актуальная вещь, будет весьма полезно к изучению.

  📷
📷

Смотрите также:

Восемь лучших книг по психологии, которые должен прочитать каждый пиарщик

Книги для всех, кто работает с текстами

На работе аврал, три деловых встречи, а еще пообещал нескольким изданиям прислать комментарии и написать колонку — и все в один день. Знакомая ситуация для пиарщиков. Вечная гонка и цейтнот. Какое уж тут вдохновение? Но писать тем не менее нужно, и делать это надо хорошо. Эти книги помогут вырваться из замкнутого круга, а также откроют вам новые источники для идей и вдохновения.

18. Писать легко. Ольга Соломатина

-26

Приходилось ли вам когда-нибудь сидеть перед пустым листом бумаги, мучительно ожидая вдохновения? Или решать, как превратить годовой отчет в захватывающую статью? А, может, вы опытный автор, но увязли в рутине бесконечных пресс-релизов?

Эта книга — сборник лекций и практических заданий, которые помогут справиться со сложностями писательского труда. Журналист и автор тренингов по писательскому мастерству Ольга Соломатина утверждает, что можно написать любой текст, следуя несложным правилам, и написать его по-настоящему хорошо!

19. Принцип пирамиды Минто. Барбара Минто

-27

В журналистике есть такое правило: хочешь испортить заметку, доверяй мнению PR-специалистов и консультантов. Поскольку новости — это то, что пытаются скрыть. Остальное — реклама. Однако принципы построения текста в виде пирамиды, о котором пишет Барбара Минто, полезная штука. Идея работает: мы любим обобщать. Идите от общего к частностям, стройте логические цепочки, и вас запомнят.

20. Гениальность на заказ. Марк Леви

-28

Марк Леви написал полезную книгу для тех, кто уже пишет, но впадает временами в творческий ступор. Его упражнения по спонтанному письму будут полезны для выхода из писательского тупика, а также начинающим авторам.

Изведите тетрадь на упражнения из книги и вы поймете, что можете писать в общем-то обо всем на свете.

21. Литературный марафон: как написать книгу за 30 дней. Крис Бейти

-29

Даже если вы не мечтали всю свою сознательную жизнь стать писателем, эту книгу все равно стоит прочитать каждому, кто занимается творческим трудом.

Во-первых, она помогает постичь суть хорошей истории, а во-вторых, учит, как укротить музу и приучить ее к системной работе. Звучит ужасно, но книга правда очень полезная.

22. Сторителлинг. Как использовать силу историй. Аннет Симмонс

-30

Книга консультанта по коммуникациям, обучающей бизнесменов тому, как создавать истории, должна быть на книжной полке любого пиарщика и маркетолога. Симмонс рассматривает мастерство сторителлинга как технику убеждения, демонстрирует на различных кейсах, как истории воздействуют на эмоции.

Автор раскрывает секреты создания историй, которым люди будут доверять, — какой жанр выбрать в том или ином случае, какова должна быть структура вашей истории и еще много всего полезного для будущего рассказчика.

23. Мастер историй. Увлекай, убеждай, вдохновляй. Пол Смит

-31

Пол Смит — директор по коммуникациям и потребительским исследованиям в Procter & Gamble. В своей книге автор собрал 100 готовых историй, которые, по его убеждению, вызовут интерес у любой аудитории.

Для тех, кто предпочитает кейсы голой теории.

  📷
📷

Смотрите также:

Книжная полка. Что читают журналисты и пиарщики

Книги для тех, кто хочет упорядочить хаос в своей жизни

Очень часто в жизни людей, которые создают и придумывают что-то новое, царит всепоглощающий хаос. И дело тут вовсе не в музе, а в том, что даже маломальский творческий процесс часто мешает привести дела в порядок и начать двигаться к своей цели чуть более системно. Если вас тоже не покидает чувство, что вы что-то упускаете из-за царящего в вашей жизни хаоса, то эти книги для вас.

24. 30 правил настоящего мечтателя. Ева Кац

-33

Практическая мечталогия на каждый день — книга от основателя Bandito, владелицы рекламного агентства 5 o’click и бывшего журналиста Первого канала Евы Кац.

Книга про то, как начать претворять свои мечты в жизнь. Действительно начать, а не просто думать об этом. Для этого надо начать меняться самому, а окружающий мир уж под вас подстроится. Как видеть свои цели и превращать их в реальные дела — этому вы научитесь, прочитав книгу и выполнив упражнения, которые есть в каждой главе.

25. Цельная жизнь. Джек Кэнфилд, Марк Виктор Хансен и Лес Хьюитт

-34

Многие творческие люди пренебрегают целеполаганием, особенно если речь идет о каких-то «неважных» вопросах из области личной жизни. Но именно правильная постановка целей в конечном итоге помогает нам чего-то добиваться.

Авторы книги «Цельная жизнь» отменно промывают мозги людям, привыкшим плыть по течению, и помогают превратить достижение целей в привычку.

  📷
📷

Смотрите также:

40+ бесплатных курсов по интернет-маркетингу, а также 6 площадок с вебинарами

26. Сила воли: как развить и укрепить. Келли Макгонигал

-36

Не зря эта книга стала бестселлером во многих странах и собрала, кажется, все мыслимые премии в области бизнес-литературы. Людям, которыми управляет хаос, не хватает одного — силы воли.

Каждая глава «Силы воли» описывает одну ключевую идею и то, как ее можно применить к вашим целям. Все вместе — это 10-недельный образовательный курс по воспитанию своей силы воли. Вы можете брать в обойму отдельные идеи из глав или интегрировать в свою жизнь весь описанный план, но эта книга однозначно способна сделать вашу жизнь чуточку лучше.

27. Жесткий тайм-менеджмент. Дэн Кеннеди

-37

Несмотря на название, эта книга очень понравится тем, кто презирает тайм-менеджмент как идею. Дэн Кеннеди — вовсе не один из многочисленных тренеров по тайм-менеджменту. Он самый обычный бизнесмен, который за годы жизни выработал несколько лайфхаков, которые избавляют его от лишних хлопот и бессмысленной потери времени.

Есть в книге, конечно, и весьма экстравагантные способы экономии времени (например, письма по факсу), но некоторыми его идеями однозначно стоит воспользоваться.

28. Как привести дела в порядок. Дэвид Аллен

-38

Главное достоинство этой книги — она позволяет расставить в своей жизни приоритеты и начать постепенно избавляться от клубка проблем, которые окутали вас, как кокон.

В отличие от многих других, книга учит не только ставить цели и доводить начатое до конца, но и правильно отдыхать.

29. Полный порядок. Реджина Лидс

-39

Реджина Лидс — автор известной на Западе системы упорядочивания дел, мозгов и жизней.

С помощью небольших лайфхаков она помогает не терять драгоценное время на решение высосанных из пальца проблем и рутинных процедур. А удобный понедельный план поможет сориентироваться в вопросе даже самому безнадежному прокрастинатору.

  📷
📷

Смотрите также:

Что читают маркетологи и пиарщики

30. Эссенциализм. Путь к простоте. Грег МакКеон

-41

Эта книга о том, как делать меньше, а добиваться большего. Как часто вы отвечали «да» на чью-то просьбу, даже не задумавшись, о чем вас попросили? Как часто вы ненавидели то, что делаете, и думали: «И зачем я только на это подписался?» Как часто вы соглашались с кем-то просто, чтобы сделать ему приятное или избежать проблем?

Задумайтесь, страдали ли вы когда-нибудь от переутомления? Чувствовали, что работаете одновременно слишком много и недостаточно эффективно? Ощущали, что бежите со всех ног, но не сдвигаетесь с места?

Если вы ответили «да» хотя бы на один из этих вопросов, то «Эссенциализм» — то, что вам нужно.

Авторы: Радмир Науширванов, Розалия Каневская