«Ромашка» – это не фамилия супер-менеджера по продажам и не позывной сотрудника службы безопасности, а мощная техника, которая помогает команде научиться решать сложные задачи без участия руководителя. Впрочем, если хотите – можете участвовать. Ничто так не укрепляет корпоративный дух, как вовлеченность руководителя бизнеса в решение всех задач. Что до духа самого руководителя... Тут все может быть наоборот.
Что за «Ромашка»?
Название «Ромашка» звучит очень по-простому для бизнеса, но не спешите иронизировать и скидывать со счетов этот инструмент. Он может сослужить Вам хорошую службу, высвободить часы Вашего времени, сэкономить нервы, научить Вашу команду искать решения без вот этого вот: «Сан Саныч (Марь Степановна), у нас тут ТАКОЕ...».
Но к сути. Эта техника подходит для:
• индивидуальной и командной работы;
• личных и деловых целей и задач;
• стратегии и тактики.
Основная задача техники – найти первопричину или ключевой фактор, который мешает достигнуть цели или решить какой-либо вопрос, сдерживает рост или реализацию какого-то проекта, снижает эффективность бизнес-процесса и т.д. То есть, ответить на вопрос: «Почему мы еще не там?»
Но не только.
«Ромашка» является упрощенной техникой, пришедшей из Теории Ограничения Систем (ТОС) Элияху Голдратта.
А почему Ромашка*? Просто это был очень удобный способ понятно визуализировать технику.
Как работает «Ромашка»?
Подробно о том, как использовать технику – рассказали в коротком видео.
А если вкратце, то порядок действий такой:
1. Сотрудник или команда формулирует конкретную задачу с измеримыми показателями.
2. Далее сотрудник/команда фиксирует все причины, которые приходят в голову, почему задача до сих пор не сделана, проблема не решена, цель не достигнута.
Таких пунктов должно быть не меньше 8. Желательно подумать над ними больше, чем 15 минут – дождаться, когда всё, что на поверхности, будет озвучено/записано, и на ум придут более глубинные причины – их тоже зафиксировать.
3. Следующий шаг – проанализировать причины и выписать факторы, которые их объединяют или «лежат» под этими причинами (т.е. вследствие этих факторов появляются причины нереализации). Какие вопросы помогают: почему эти причины существуют в вашей компании? Почему, если вы знаете о них, вы все еще не разобрались с ними?
Приведем пример:
Компания поставила цель вырасти за год в 2 раза в продажах, сохранив текущую прибыльность, но через полгода поняла, что не укладывается в срок.
Команда нашла несколько причин этому: они получали низкий средний доход с клиента, привлекали мало новых покупателей. Сами покупатели все меньше интересовались продуктом, мало знали о его ценности. Каналы сбыта обходились слишком дорого.
После анализа этих причин команда выявила несколько ограничений. Необходимо было сформулировать новую ценность продукта. Гипотезы по продукту и каналам продаж были, но их никто не проверял. Стратегия продаж устарела, а клиенты стали более прижимистыми. Просто поднять цену продукта мешал демпинг конкурентов.
После команда выявила основные факторы:
• нужно найти новую ценность для клиента и зашить ее в продукт – это задача для продакт менеджера;
• нужно адаптироваться к новым финансовым привычкам клиента, донести до него ценность продукта и найти новые каналы сбыта – это задача для маркетолога.
4. После шага 3 можно перейти к составлению плана действий по работе с выявленными глубинными причинами или повторять шаг 3 до тех пор, пока не останется один-единственный фактор. Прицельная работа с ним кардинально повлияет на ситуацию. Если фактор относится к локальному уровню, можно переходить к плану быстрее, если к глобальному – лучше не спешить и докопаться до первопричины.
ВАЖНО, чтобы в команде был один человек, который будет «модерировать» процесс по алгоритму и подвергать здоровой критике причины и факторы, чтобы участники не начали фантазировать.
5. Когда команда добралась до самой сути, можно сформулировать вывод, составить конкретный план действий и установить срок выполнения.
В идеале, с этим выводом, планом и сроком команда или ответственный сотрудник должны прийти к Вам, чтобы получить Ваше согласование действовать и поддержку в ресурсах, если необходимо.
А если это локальная задача, то команда может просто действовать.
Чем хороша «Ромашка»?
У этой техники много преимуществ. «Ромашка» может:
• сделать анализ несложным, увлекательным и привычным процессом;
• использоваться без команды – «Ромашку» можно делать и самому, на листочке;
• сократить ущерб от неэффективного использования ресурсов;
• ускорить достижение результатов;
• применяться независимо от типа и амбициозности задачи.
А самое главное: эта техника учит людей самостоятельно думать и анализировать причины неудач. А когда становится ясно, где корень проблемы, найти оптимальное решение гораздо проще.
Надеемся, наша статья была полезна для Вас, а с «Ромашкой» Ваш бизнес будет расцветать. Если еще не посмотрели видео – переходите по ссылке.
* Данную авторскую технику мы заимствовали у Александра Бакеева (основатель компании Right Track) и успешно применяем у себя.
Здесь мы публикуем наши цифровые инструменты, в том числе бесплатные - скачивайте и используйте для актуальных задач.
Следите за нашими обновлениями и новостями:
Телеграм https://t.me/hypokrat
Сайт WEI Group https://weigroup.ru
Блог IM https://inside-management.ru