Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы Школа № 1524
Индивидуальная исследовательская работа
Профессиональное самоопределение старшеклассников
Выполнили:
Учащиеся 10 класса «Г»
ГБОУ школы № 1524
Буланов Андрей Иванович и Рассолов Никита Сергеевич
Руководитель:
Кудрявцева Елена Сергеевна
ГБОУ Школа № 1524, учитель
Москва, 2024
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………3
Актуальность темы
Цели и задачи
Гипотеза. Объект. Предмет исследования
Методы исследования
Подход старшеклассников к выбору своего будущего………………………4
Практическая часть…………………………………………………5
Вывод……………………………………………………...9
Профориентаторы……………………………………………………...9
Центры профориентации:
1. PRO:Я - Центр профориентации
2. ПрофГид - Центр профориентации взрослых и школьников
3. Гуманитарные технологии при МГУ - Центр профориентации при МГУ…………………………………………10
Заключение……………………………………………………...14
Список использованной литературы……………………………………………………...14
Введение
Профессиональное самоопределение - это процесс определения собственных интересов для выбора подходящей профессии, которая соответствует личным желаниям.
Профессиональное самоопределение является очень важным выбором для всех подростков. Процесс самоопределения трудный, требует много времени и сил. Для этого нужна образовательная поддержка. На всех этапах школьного обучения уже необходимо организовать специальные научно-практические мероприятия по сопровождению учителя в жизни ученика в его профессиональном и социальном самоопределении. Нет сомнений в том, что профессия человека определяет его образ жизни, а образ жизни влияет на выбор профессии.
Актуальность темы
Профессиональное самоопределение – часть общего процесса социализации подростков, необходимое условие их успешности и конкурентоспособности в современных социально-экономических реалиях. Часто подростки после школы не знают на какую профессию им поступать. Они не сразу поступают в высшее учебное заведение, тем самым теряя время. Наша работа поможет молодежи в выборе карьерного пути.
Цели и задачи
Цель исследования: создать рекомендации для решения проблемы профессионального самоопределения старшеклассников.
Чтобы достичь цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить информацию о том, как старшеклассники подходят к определению своего будущего.
2. Изучить существующие работы и научные исследования, существующие на данную тему.
3. Провести опрос между сверстниками и проанализировать их подход к определению своего будущего.
Гипотеза. Объект. Предмет исследования
Гипотеза: Профессиональное самоопределение старшеклассников является сложным и многогранным процессом, требующим самоанализа, исследования возможностей и выбора подходящей профессии.
Объект проекта – старшеклассники, которые не завершили процесс профессионального самоопределения.
Предмет проекта – способы самоопределения старшеклассников.
Метод исследования
Метод исследования – это способ достижения поставленной цели исследовательской работы. В ходе работы над проектом мы будем использовать эмпирические методы исследования, а именно наблюдение и эксперимент.
Подход старшеклассников к выбору своего будущего
Выбор профессии каждого подростка можно классифицировать по 3 пунктам:
1. «Хочу!» Некоторые подростки выбирают свою профессию по своему собственному желанию, не опираясь на родителей и свои способности. Им важен выбор сердца. Это те самые люди, которые хотят жить мечтой и горят своим делом. Они получают удовольствие от своей профессии и охотно делятся своим опытом. Они выбирают профессию, смотря на свои интересы и склонности.
2. «Надо!» Очень часто родители заставляют своих детей выбирать профессию, которая нравится им, а не подростку. Из-за этого чаще всего они не любят профессию, на которую они пошли, и поэтому работа не приносит им должного удовольствия, а наоборот обременяет жизнь. Они сфокусированы не на основной должности, а на вечном поиске того, что может им понравиться.
3. «Могу!» Большая часть подростков выбирает профессию, опираясь на свои способности. Они отбирают профессию, смотря на те предметы, которые они хорошо знают в школе. Такая работа может принести удовольствие, ведь они будут погружены в интересующую их сферу, так и дискомфорт, так как они могут перерасти свои интересы.
Практическая часть
Среди учеников школы № 1524 провёл опрос, в котором было задействовано 37 учеников старшей школы.
1. Пользовались ли вы услугами профориентатора для определения своей профессии в будущем?
Большинство учеников пользовалось услугами профориентатора для определения своей профессии. То есть им было трудно определиться с будущей профессией.
2. Что или кто влияет на определение вашей профессии?
Большинство учеников сами влияют на определение своей профессии, что приведет к счастливому будущему.
3. Требуются ли вам услуги профориентатора для определения своей профессии в будущем?
Большинству подростков не требуются услуги профориентатора для определения своей профессии. Это может означать, что большинство подростков хотят сами определиться со своей будущей профессией.
4. Сложно ли вам определиться со своей будущей профессией?
Большинству учеников сложно определиться со своей профессией. Значит им по-любому нужна какая-то помощь и, возможно, услуги профориентатора.
5. Сколько вам нужно времени для определения своей профессии в будущем?
Большинству подростков требуется много времени для определения своей будущей профессии. Это доказывает, что самоопределение это длительный процесс.
Вывод
Результаты исследования подчеркивают необходимость индивидуального подхода к каждому, активного взаимодействия с профессиональными консультантами. Развитие навыков самоанализа и планирования карьеры среди старшеклассников может способствовать более осознанному и успешному выбору профессионального пути.
Профориентаторы
Профориентация – это неотъемлемая часть профессионального самоопределения, которая помогает многим подросткам определиться со своей профессией в будущем.
Кто такие профориентаторы?
Это люди, которые помогают выбрать вам профессию и не только. Допустим, вы только что закончили школу или в жизни у вас возникли какие-то трудности, или не нравится текущая работа, или не хочется выходить на работу после декретного отпуска, или ваша профессия стала невостребованной.
И что делать в таких случаях?
Вам надо идти к профориентатору. Это профессия не новая, но популярная и востребованная.
Чем он занимается?
Оценит ваши навыки, образование, личность, поможет открыть ваши сильные стороны важные качества, проведет тест на проверку способностей, расскажет, как себя презентовать, расскажет о востребованных профессиях, объяснит, какие профессии станут невостребованными в ближайшем будущем, поможет составить эффективное резюме.
Профориентатор помогает не только найти свой путь в мире профессий, не только осознать, что карьера это нечто большее, чем соответствие основным потребностям, но может разрешить многие проблемы, ощутить радость от любимого дела.
Кому подойдет эта профессия?
Специалист должен обладать хорошей памятью, аналитическим мышлением, быть эрудированным, доброжелательным и честным. И, конечно, обязан разбираться в современных профессиях.
Какая заработная плата?
Зависит от места работы: в школах и в кадровых агентствах профориентации зарплаты могут быть разными, однако, вот общие данные по заработной плате профориентатора в России и в Москве за февраль 2024:
Россия: 21000—74951₽
Москва: 60000—100000₽
Где получить такую специальность?
В качестве базового подойдет психологическое образование…
Человек, довольный своей работой - счастливый человек! И профориентатор сможет его таким сделать!
Центры профориентации
При затруднении с выбором профессии вы можете обратиться в центры профориентации. Некоторые из подобных центров и цены на предоставляемые услуги представлены ниже
PRO:Я - Центр профориентации (5500₽+)
proya.pro PROЯ, центр профориентации
ПрофГид - Центр профориентации взрослых и школьников (500₽+)
profguide.io ПрофГид - центр профориентации взрослых и школьников.
Гуманитарные технологии при МГУ - Центр профориентации при МГУ (Бесплатно+)
proforientator.ru Гуманитарные технологии при МГУ
PRO:Я - Центр профориентации
PRO:Я Профориентация это:
1) PRO:Я – команда экспертов по самоопределению подростков. Каждый из них имеет дипломы и аттестаты ведущих образовательных учреждений.
2) Только у них самое большое в России сообщество сертифицированных консультантов.
3) Их география позволяет быть в доступности в любой точке России 24/7 вне зависимости от часовых поясов.
4) PRO:Я - эксклюзивный провайдер теста Magellano University в России, точность/репрезентативность которого составляет более 87%.
5) Их методология профориентирования одобрена ведущими российскими экспертами.
ПрофГид - Центр профориентации взрослых и школьников
Центр профориентации ПрофГид — это профессиональные психологи, нейропсихологи, выпускники МГУ им. М.В. Ломоносова и кандидаты психологических наук, которые помогают вам выбрать профессию.
1) 19 лет опыта
2) Более 30 000 клиентов
3) Отличные отзывы в интернете
4) Уникальный тест на профориентацию
5) Уникальный метод живой профориентации
Гуманитарные технологии при МГУ - Центр профориентации при МГУ
Центр тестирования и развития "Гуманитарные технологии" создан в 1996 году на базе факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.
Научный руководитель – доктор психологических наук, профессор А.Г. Шмелев.
ЦТР "Гуманитарные технологии" является одним из признанных лидеров на российском рынке в области профориентационной диагностики и карьерного консультирования, а также разработки инновационных технологий оценки и развития компетенций детей и молодежи. Приоритеты Центра подтверждаются наличием сертификатов и патентов.
За время работы центра прошли тестирование и/или воспользовались услугами Центра более 5 млн. человек.
Более 3 тыс. образовательных организаций и коммерческих компаний стали партнерами или клиентами ЦТР.
Заключение
В нашей работе мы провели исследование в сфере профориентирования. Поняли, что это трудоёмкий процесс, требующий помощи со стороны. В нашей работе мы привели примеры профориентационных центров, в которые подростки могут обратиться с просьбой о помощи в подборе профессии. С помощью приведённых организаций можно не беспокоиться, что они запутаются в подборе профессий. Психологи, работающие в этих организациях не оставят обратившихся к ним детей без работы.
Список используемой литературы
1. [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnost-problemy-professionalnogo-samoopredeleniya-obuchayuschihsya-v-sovremennyh-usloviyah/viewer
2. [Электронный ресурс]https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2014/08/07/issledovatelskaya-rabota-professionalnoe-samoopredelenie
3. [Электронный ресурс]https://педпроект.рф/edu-08-2023-pb-127633/
[Электронный ресурс]https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2022/03/23/problema-professionalnogo-samoopredeleniya-starsheklassnikov