Здравствуйте, уважаемые подписчики и гости канала! Продолжаю рассказ о действиях 16-го механизированного корпуса летом 1941 года. Ссылка на предыдущую часть будет в конце статьи.
13 июля 1941 года «группа комдива Соколова» (командир 16-го МК) отходила с рубежа Велики Нижгурцы, Иванковцы во избежание окружения. Отход прикрывала 10-я дивизия НКВД. Образовался большой разрыв (почти 50 километров) между 5-й (генерал-майор Потапов) и 6-й (генерал-лейтенант Музыченко) армиями, угроза окружения для корпуса Соколова была очень серьезной. Уже 16 июля группа Соколова была рассечена на две части. Батальон 15-й ТД попал в окружение, откуда пробился ночью. Замечу, что в 87-й танковом полку осталось всего 18 танков и боезапас по 6-7 снарядов на машину.
По состоянии, на 17 июля 1941 года у комдива Соколова под командой было: 73 танка, 16 бронемашин, и аж 903 автомобиля. Живую силу определить трудно, так как у Александра Дмитриевича было право переподчинять себе все отступающие войска в этом районе. К исходу 18 июля группа Соколова (16-й мехкорпус, 15-я ТД, 240-я моторизованная дивизия, 3-я противотанковая бригада) занимала оборону на рубеже Лещинцы, Немиринцы. Арьергардными боями сдерживали гитлеровцев вплоть до 20 июля 1941 года. Группа Соколова фактически представляла собой моторизованную дивизию, у которой заканчивалось горючее.
21 июля 1941 года сводный танковый батальон корпуса, решительной атакой захватил железнодорожную станцию, захватив пленных и самое главное – 650 тонн горючего. До 23 июля продолжали отражать вражеские атаки в районе Адамовка – Плисков. В этот день командир корпус получил приказ командующего 6-го армией немедленно начать отход. После выхода на указанный генералом Музыченко рубеж, 16-й мехкорпус представлял собой уже отряд пехоты с несколькими танками.
26 июля 1941 года в донесении штаба 6-й армии говорилось:
16-й мехкорпус с минимальными остатками 240-й МД, 15-й и 44-ТД, из которых сформировал батальон пехоты и батальон мотопехоты, не представляет собой сколько-нибудь реальной силы.
На 31 июля у комдива Соколова осталось всего 5 танков, все Т-28, 11 бронеавтомобилей. Вплоть до 2 августа 16-й мехкорпус отступал с арьергардными боями, при этом удалось заправиться на станции в Умани. В этот день 6-я и 12-я армии были полностью окружены. Весь день 4 августа 1941 года комдив Соколов готовил план прорыва вместе со своим штабом. Полковнику Фотченкову при этом в этот день удалось отбить у немцев 2 цистерны с горючим, заправив 6 своих танков. Соколов возлагал на них большие надежды. К вечеру 5 августа была сформирована группа прорыва по приказу командующего 12-й армией генерала Понеделина под началом комдива Соколова. Командир 16-го мехкорпуса отдал своим частям следующий приказ (последний):
Мы понесли большие потери. Много бойцов и командиров пали смертью храбрых. На каждый удар противника мы отвечаем контрударом и нанесли ему огромный урон, но и сами истекли кровью. Сейчас части поредели настолько, что не из каждого полка наберешь и взвод.
Я приказываю собрать все силы и пробиться из окружения. Мы должны пробить окно для выхода из окружения остальным частям 6-й и 12-й армий. ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Противник окружает нас с запада, севера, востока и юга. Ширина полосы oкpyжающих нас войск достигает 5 - 10 км.
2. 5 августа с наступлением темноты всем подчиненным мне частям оставить занимаемые рубежи и начать движение к р. Ятрань, выдерживая направление на юго-юго-восток. Форсировать р. Ятрань Покатилово, Лебединка, Давыдовка.
3. Части под командованием генерал-майора Тонконогова - 141-я и 139-я сд, форсируют р. Ятрань Покатилово и продолжают движение на Журавлинка, Чистополье, Емиловка.
4. Части полковника Крымова -44-я тд и 240 мд двигатся в направлении на Шепилово, затем поворачивают на восток и на ст. Емиловка соединятся с группой Тонконогова.
5. Группа управления корпуса идет в первом эшелоне с частями 15 тд и танками 8 тд полковника Фотченкова.
6. Все имущество, снаряжение и документы - сжечь или привести в негодность.
7. В случае моей гибели командование группой прорыва принимает генерал-майор Тонконогов.
Командир группы прорыва
комдив СОКОЛОВ.
Большинство участников прорыва либо погибло, либо попало в плен. Прорыв начался в 23:00, Первый заслон между Покатилово и Лебединкой был сбит штыковой атакой. Группа полковника Крымова двинулась на Шепилово, группа Тонконогова пошла в Емиловский лес, группа комдива Соколова шла в центре. До 2 часов ночи группа Соколова вела бой за Емиловку (освободили). После этого к Соколову пробилось несколько бойцов из группы Крымова, которые сообщили о гибели группы во главе с командиром. Это не совсем правда, отряд был рассеян на несколько мелких групп, многие вышли из окружения, в том числе комиссар Щербина и командир полка Красных. Пробился и командир 15-й танковой дивизии полковник Полозков.
Группа Соколова вышла к реке Синюха, переправившись, наткнулись на отряд немецких танков. Здесь комдив Соколов принял свой последний бой. Напомню, что генерал Тонконогов попал в плен (ссылка будет в конце). Александр Дмитриевич Соколов получил несколько тяжелых ранений и в бессознательном состоянии был взят в плен. Если верить немецким документам, то отважный командир корпуса скончался от ран 17 августа 1941 года.
Подводя итог повествованию, отмечу, что 16-й мехкорпус было плохо укомплектован. Его по традиции дергали с места на место, разделяя на части. Все тоже влияние вражеской авиации, а после и вовсе попали под танковый немецкий каток. Обвинять я бы танкистов и мотострелков не стал. Воевали, как могли в тех условиях.
Благодарю Вас за внимание!
Колесников Василий Григорьевич ©.
Ссылки: статья о генерале Музыченко – здесь; видео о генерале Понеделине – здесь; статья о генерале Тонконогове – здесь; видео о полковнике Фотченкове – здесь; ссылка не предыдущую часть - здесь; ссылка на цикл "Механизированные корпуса" - здесь.