Найти тему
Жорик – историк

21 февраля — план ГОЭЛРО

В 1920 году в молодую Советскую Россию приехал английский писатель-фантаст Герберт Уэллс. Его визит пришелся на разгар Гражданской войны, когда промышленность страны лежала в руинах, а Красная Армия буквально выгрызала победу у белогвардейцев.

Но военные успехи мало волновали фантаста. Он приехал в Россию, чтобы увидеть Ленина и послушать его планы развития страны. Судя по тому, что написанная после книга называлась «Россия во мгле», в оптимизм Ленина он не верил. И любой другой бы не поверил, что Россия на фоне разрухи и упадка сможет осуществить рывок в будущее.

«Сверхфантазия!» — такую характеристику дал писатель ленинскому плану с мудреным названием ГОЭЛРО. А между тем эта «фантастика» в виде руководства к действию была принята 21 февраля 1921 года и сразу же начала притворяться в жизнь.

ГОЭЛРО — Государственный план электрификации России — по сути, был первой программой развития страны на основе электрификации. Именно с ней дела обстояли наиболее плачевно. Большевикам в наследство досталась разрозненная электрическая сеть, которая представляла собой отдельные узлы, да еще и все в частных руках. Никакого единоначалия, никакого управления — хочу работаю, хочу нет, хочу туда энергию поставляю, хочу сюда.

-2

И вот «отцу ГОЭЛРО» инженеру Глебу Кржижановскому предстояло всё это поломать и выстроить с нуля единую энергетическую сеть, которая покрывала бы не только крупные центры, но и доходила до уездных городов и сел. Задача не просто сложная, а архисложная, как ее называл Ленин. Недаром его лозунг: «Коммунизм — это Советская власть плюс электрификация всей страны» прогремел на всю Россию, заняв впоследствии место на плакатах, транспарантах и в школьных учебниках.

ГОЭЛРО был рассчитан на 10–15 лет и предусматривал строительство 30 новых электростанций общей мощностью 1,7 млн кВт. Справились с задачей за 10 лет — уже в 1931 году ГОЭЛРО был перевыполнен по выработке электроэнергии в 7 раз, а количество электростанций возросло кратно — с 33 при царском режиме до 858 в 1927 году.

Вот такая вот «сверхфантастика». Кстати, погрузивший Россию во мглу Уэллс, приехал в СССР еще раз — в 1934 году. И его удивление было чистой формальностью, ведь промышленный рывок Советского Союза уже гремел на весь мир.