Найти тему
АвиаОбоз

Распознавание лиц: скоро и в вашем аэропорту

Биометрические технологии распространяются в аэропортах мира и меняют способ нашего передвижения по ним: от проверки багажа до посадки в самолет. The New York Times о новых веяниях в отрасли

Иллюстрация: Ben Konkol
Иллюстрация: Ben Konkol

Как-то утром в Квинсе путешественники как обычно текли рекой через внешние двери терминала C La Guardia Airport. У некоторых из них были еще заспанные глаза, когда они проверяли сумки и направлялись к очередям досмотра.

Все шло как обычно, пока часть пассажиров не стала подходить к киоску с прикрепленным к нему iPad и делать снимки. Рядом за процессом наблюдал сотрудник службы безопасности. За считанные секунды изображение каждого пассажира было сопоставлено с фотографией из правительственной базы данных, и путешественники тут же уходили дальше, мимо службы безопасности в глубокий лабиринт аэропорта. Никакого удостоверения личности или посадочного талона предъявлять не потребовалось.

Некоторые путешественники, которые ранее согласились участвовать в новой программе, все же пытались показать документы, но офицер отмахивался – система работала.

Этот досмотр пассажиров с использованием программы для распознавания лиц, предложенный некоторым путешественникам в La Guardia Airport компанией Delta Air Lines и Управлением транспортной безопасности, является лишь одним из примеров того, как биометрическая технология, которая использует уникальные физические данные человека, такие как его лицо или отпечатки пальцев, обещает изменить то, как мы летаем.

Этот год может стать переломным для широкого использования биометрии в авиаперелетах, сказал Henry Harteveldt, аналитик туристической компании AtmSphere Research. Регламенты, отнимающие много времени в аэропорту, такие как досмотр, сдача багажа и даже посадка в самолет, вскоре могут потребовать только вашего лица, «что поможет сократить время ожидания и стресс для путешественников», — сказал Henry Harteveldt.

В США крупные авиакомпании, а также правительственные учреждения, отвечающие за авиационную безопасность, все активнее инвестируют в технологию распознавания лиц. За рубежом все большее число международных аэропортов устанавливают электронные ворота с поддержкой биометрии и киоски самообслуживания на иммиграционных и таможенных пунктах.

По мнению экспертов, внедрение этой технологии будет означать повышение безопасности и ускорение обработки пассажиров. Но это также вызывает обеспокоенность по поводу этики и конфиденциальности.

Morgan Klaus Scheuerman, научный сотрудник Университета Колорадо, изучающий этику искусственного интеллекта и цифровой идентификации, сказал, что возникает много вопросов об использовании биометрии в аэропортах: как проходят тестирование и оценка системы? Будет ли отказ от участия рассматриваться как «красный флажок»? Что делать, если ваши документы не соответствуют вашей нынешней внешности?

Среди вариантов досмотра в терминале C аэропорта Ла-Гуардия — новая линия Digital ID, предлагаемая компанией Delta. Фото: Christine Chung
Среди вариантов досмотра в терминале C аэропорта Ла-Гуардия — новая линия Digital ID, предлагаемая компанией Delta. Фото: Christine Chung

В США оптимистичны в отношении технологий

TSA - Администрация транспортной безопасности США, насчитывающая более 50 тыс. сотрудников почти в 430 аэропортах страны, является основным федеральным агентством, обеспечивающим безопасность сотен миллионов пассажиров, летающих каждый год.

Путешественники, которые относятся к группе «низкого риска», могут подать заявку на участие в программе PreCheck, которая предлагает ускоренный досмотр в более чем 200 внутренних аэропортах. PreCheck, которая первоначально требует личной встречи для предъявления документов, сдачи отпечатков пальцев и биометрической верификации, помогла сократить время ожидания для проверки, но авиапассажирам по-прежнему иногда приходится стоять в длинных очередях, чтобы добраться до своих выходов на посадку.

TSA экспериментирует с технологией распознавания лиц с 2019 года. Досмотровая проверка, предлагаемая в настоящее время в аэропортах Денвера, Лос-Анджелеса, а также примерно в 30 других аэропортах, начинается с того, что путешественника фотографируют. Затем используется программное обеспечение для распознавания лиц, чтобы сопоставить изображение со сканом лицензии или паспорта. По данным агентства, вскоре после этого фотография удаляется. По сообщению агентства, этот процесс, от которого пассажиры могут отказаться, в ближайшие годы будет доступен еще в 400 аэропортах.

Melissa Conley, директор TSA, курирующий технологии контрольно-пропускных пунктов, сказала, что биометрические технологии лучше, чем специалисты аэропортов, они быстро и точно сопоставляют лица. «Люди не так хороши в распознавании лиц. А машины не устают».

Процедура по-прежнему требует от пассажиров предъявления удостоверений личности. Но программа Delta Digital ID, которую опробует Delta, меняет ситуацию.

С помощью Delta Digital ID путешественники PreCheck могут использовать свое лицо вместо посадочных талонов и удостоверений личности как при сдаче багажа, так и при досмотре в La Guardia Airport и четырех других аэропортах, включая John F. Kennedy International Airport и Hartsfield-Jackson Atlanta International Airport.

Распознавание лиц сокращает время сдачи багажа до 30 секунд, а время взаимодействия с службой безопасности с 25 до примерно 10 секунд, сказал Greg Forbes, директор Delta по работе с аэропортами. Хотя вроде бы это «небольшое изменение», экономия времени суммируется, очередь движется заметно быстрее, добавил Greg Forbes.

Другие авиакомпании начали аналогичные эксперименты: пассажиры American Airlines могут использовать свое лицо, чтобы пройти досмотр PreCheck в аэропорту Рональда Рейгана в Вашингтоне, а также войти в зал ожидания авиакомпании в аэропорту Далласа. United Airlines позволяет путешественникам PreCheck использовать свое лицо на стойках сдачи багажа в Чикаго О'Хара; авиакомпания планирует также реализовать эту программу в аэропорту Лос-Анджелеса в марте.

А Alaska Airlines планирует потратить $2,5 млрд в течение следующих трех лет на модернизацию, включая новые автоматы для сдачи багажа, в Сиэтле, Портленде, Орегоне, Сан-Франциско, Лос-Анджелесе и Анкоридже. Машина отсканирует удостоверение личности путешественника, сопоставит его с фотографией, а затем отсканирует распечатанные бирки багажа. Новая система, предназначенная для того, чтобы провести гостей через процесс маркировки и сдачи багажа менее чем за 5 минут (по сравнению с примерно 8 минутами сейчас), будет в Портленде в мае.

Charu Jain, старший вице-президент авиакомпании по инновациям сказал, что для Alaska Airlines это будет подходящим моментом для внедрения новых технологий и повышения осведомленности пассажиров о распознавании лиц.

Пассажир садится на рейс Lufthansa из Майами в Мюнхен с технологией распознавания лиц. Аэропорт Майами, второй по загруженности международный аэропорт в США в прошлом году, имеет одно из «крупнейших развертываний» биометрических систем в стране. Фото: Miami-Dade Aviation Department
Пассажир садится на рейс Lufthansa из Майами в Мюнхен с технологией распознавания лиц. Аэропорт Майами, второй по загруженности международный аэропорт в США в прошлом году, имеет одно из «крупнейших развертываний» биометрических систем в стране. Фото: Miami-Dade Aviation Department

А за границу?

Наиболее быстро растущее использование программного обеспечения для распознавания лиц в аэропортах США наблюдалось в мерах безопасности при въезде и выезде из страны.

Рост объясняется мандатом Конгресса 2001 года, принятым после 11 сентября, требующим внедрения системы, которая позволила бы идентифицировать всех путешественников, прибывающих и вылетающих из США, с использованием биометрической технологии.

Под надзором Агентства таможенного и пограничного контроля действует биометрическая система для въезжающих в США, которая в прошлом году отсканировала 113 млн проходов в аэропортах. Для тех, кто покидает страну, система доступна в 49 аэропортах, при этом таможенная служба стремится охватить все аэропорты с международными вылетами к 2026 году.

Сегодня биометрический вход является обязательным для иностранных граждан. Но биометрический выход в настоящее время необязателен для этой же категории. На любой границе биометрический контроль не является обязательным для граждан США, которые могут запросить проверку удостоверения личности вручную.

Diane Sabatino, специалист таможенного агентства сказала, что система направлена на повышение безопасности, но признала растущую озабоченность конфиденциальностью. Изображения американских граждан, сделанные в ходе биометрического сканирования, удаляются в течение 12 часов, сказала она, а вот фотографии иностранных граждан хранятся до 75 лет .

По словам руководителей аэропорт Майами, второй в США по международным пассажирам в прошлом году, имеет одно из «крупнейших развертываний» биометрических систем в стране. В партнерстве с SITA, глобальным поставщиком информационных технологий для авиации, аэропорт установил технологию для вылетающих пассажиров на 74 из 134 выходов на посадку и планирует охватить остальные к концу этого года, сказал Maurice Jenkins, директор по инновациям авиационного департамента Майами-Дейд.

Контракт с SITA стоит $9 млн, но Maurice Jenkins сказал, что новая технология повышает эффективность остальных операций аэропорта, например, сокращается количество агентов, проверяющих документы.

Выезд за границу без документов

Эксперты полагают, что будущее авиаперевозок — это когда распознавание лиц будет использоваться на протяжении всего пути в аэропорту: при сдаче багажа, посадке на борт, и даже при входе в залы ожидания и покупке товаров в магазинах на территории аэропорта. Все может быть настолько упрощено, что контрольно-пропускные пункты можно будет ликвидировать, заменив их «туннелями безопасности», через которые будут проходить пассажиры и одновременно подтверждать свою личность.

«Это будущее», — сказал Sheldon Jacobson, профессор информатики Университета Иллинойса, занимающийся исследованиями авиационной безопасности.

Согласно недавнему отчету SITA, в котором были опрошены 292 авиакомпании и 382 аэропорта по всему миру, ожидается, что 70% мировых авиакомпаний будут использовать тот или иной вид биометрической идентификации к 2026 году, а 90% аэропортов в настоящее время инвестируют в эту технологию.

Более масштабные эксперименты уже проводились в некоторых аэропортах за рубежом. Уже в этом году сингапурский Чанги намерен отказаться от паспортов для вылетов. Воспользоваться этой системой смогут все пассажиры, независимо от национальности. В аэропорту Франкфурта пассажиры теперь могут использовать свое лицо с момента регистрации до посадки. Аэропорт устанавливает биометрическую технологию во своих обоих терминалах и делает ее доступной для всех авиакомпаний.

Согласно отчету, опубликованному в январе глобальной исследовательской компанией Euromonitor и Американской туристической ассоциацией, в Китае 74 аэропорта — 86% международных аэропортов страны — оснащены биометрическими технологиями. В аэропорту Пекин Столичный, самом загруженном аэропорту страны, путешественники могут использовать распознавание лиц на протяжении всего пути, даже для оплаты товаров в магазинах беспошлинной торговли.

Но в США, согласно отчету, только около 36% международных аэропортов имеют те или иные биометрические возможности.

Есть несколько причин отставания их внедрения в стране, сказал Kevin McAleenan, бывший исполняющий обязанности министра внутренней безопасности США, а в настоящее время исполнительный директор компании Pangiam, занимающейся туристическими технологиями. Просто в США много аэропортов, и процесс иммиграции здесь отличается от других стран.

Во многих аэропортах за рубежом правительство контролирует иммиграцию вылетающих путешественников, что позволяет этим аэропортам иметь установленную правительством биометрическую систему.

В США авиакомпании, используя данные таможенной службы о пассажирах, подтверждают личности выезжающих из страны путешественников.

Опасения по поводу государственного надзора

Использование биометрии уже проникло в повседневную жизнь. Люди разблокируют свои телефоны лицом. В Whole Foods покупатели могут расплачиваться за продукты нажатием пальца.

Но критики считают, что удобство этой технологии не перевешивает возможностей злоупотреблений — от беспрепятственного наблюдения до непреднамеренных последствий, таких как утверждение расовой и гендерной дискриминации.

Cody Venzke, старший советник по вопросам конфиденциальности и технологий Американского союза гражданских свобод, заявил, что правительство еще не продемонстрировало необходимости технологии распознавания лиц в аэропортах и обеспокоено «ядерным сценарием».

«Технология распознавания лиц», — сказал он, — может стать «основой для реально надежной и широко распространенной правительственной сети наблюдения и отслеживания».

«Эту технологию можно будет использовать для автоматического и тайного отслеживания человека, перемещающегося с места на место в течение дня и создания действительно подробной мозаики вашей жизни», — сказал Cody Venzke.

ACLU - Американский союз защиты гражданских свобод поддерживает законопроект Конгресса, внесенный в ноябре прошлого года, под названием «Закон о защите конфиденциальности путешественников». В законопроекте, отражающем обеспокоенность по поводу безопасности и расовой дискриминации, будет прекращена действующая программа TSA по распознаванию лиц, а для ее возобновления потребуется разрешение Конгресса.

Melissa Conley из TSA заявила, что прекращение усилий агентства по биометрии «отбросит нас на годы назад».

Для некоторых путешественников распознавание лиц уже стало надежным инструментом. Недавно днем в аэропорту Кеннеди 45-летний Brad Mossholder воспользовался линией Digital ID компании Delta, чтобы пройти досмотр безопасности в Терминале 4 и обойти пару десятков путешественников на соседней полосе предварительной проверки.

Он летел из своего дома в Нью-Йорке в Сан-Диего по работе в сфере корпоративной розничной торговли и, будучи частым командировочным, несколько раз использовал преимущество прохода по распознаванию лиц. По словам Brad Mossholder, в целом этот процесс происходит быстрее и проще, и он не беспокоится о конфиденциальности.

«Честно говоря, моя фотография есть в LinkedIn и других социальных сетях», — сказал он. «Если бы кто-то действительно хотел увидеть мою фотографию, ты мог это сделать свободно».

Источник: The New York Times

Перевод: АвиаОбоз

Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и оставляйте комментарии внизу. Теперь мы и в Телегараме t.me/aviaoboz

Читайте еще на канале