Поле, на котором идут активные игры по становлению подросткового самосознания - это картина жизни, включающая в себя три элемента: семья, школа и сверстники и индивидуальные особенности психофизиологического развития.
Начнём по порядку.
Семья. А если быть более точным, то внутрисемейные сценарии отношений. Да, я не ошибся, отношения внутри семьи - это продукт сценарных взаимодействий, отягощеный наличием дисфункциональных установок и стереотипов. К примеру, давайте рассмотрим такой родительский элемент воспитания, как контроль. Если контроля не будет вообще, то подросток будет воспринимать сложившиеся отношения, как картину эмоционального отвержения со стороны родителей и его тенденция к рисковому поведению может быть повышенной. С целью привлечения внимания к себе. Если контроль присутствует в гиперболизированном виде, то подросток будет демонстрировать протест и будет пытаться доказать свою взрослость через негативизм и упрямство. Золотой серединой в данном случае будет диалог между родителями и детьми, в процессе которого прорабатывается взаимное эмоциональное напряжение и стороны приходят к тому или иному компромиссу. Чем больше вопросов решается путем диалога, тем меньше у подростков повода для накопления деструктивных эмоций.
Школа и сверстники. Как школа влияет на ребёнка, а затем подростка? В школе, прежде всего, формируется умение вовлекаться в жизнь социальных институтов. Это один из первых и наиболее важных шагов на пути социализации. Именно в школе появляются первые друзья и первые враги. В младшем школьном возрасте пока ещё велико влияние родителей, как авторитетов в решении проблем, возникающих в школе: конфликты с учениками и учителями, помощь с уроками, просьбы дать совет или поддержать. Но для подростка уже всё иначе: родители лишаются своего места на пьедестале авторитета и его занимают... сверстники. Теперь их мнение для подростка является ориентиром, а мнение родителей становится архаикой, в которой уже давно нет никакой истины. Недаром именно подростковый возраст является самой востребованной порой для совершения групповых правонарушений. Сверстники для подростка - это та среда, где он учится дружить, влюбляться, уважать и дистанцироваться.
Индивидуальные особенности развития. Здесь всё очень просто. Каждый подросток развивается по собственным алгоритмам работы психофизиологических механизмов. Нет единых для всех подростков возрастных рамок для освоения того или иного элемента взрослого самосознания. Индивидуальные особенности очень важно учитывать при анализе влияния первых двух факторов: для одного рассматриваемое жизненное пространство будет труднопреодолимым стрессом, а для другого данная обстановка может рассматриваться, как более-менее безопасная.
Берегите детей.
Сабиров Салават.
Мой Телеграмм канал: #Ваш_личный_психолог
Автор: Сабиров Салават Шамгунович
Психолог, Семейный психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru