Приветствую всех вас, дорогие гости и подписчики канала «Христианство»!
В предыдущей статье (https://dzen.ru/media/id/65bd464b21d8b551127e926e/est-li-v-biblii-oshibki-ili-neskolko-slov-o-bogoduhnovennosti-sviascennogo-pisaniia-65d0705239336411372f3b92) я, рассмотрев некоторые тексты Библии, пришел к выводу о том, что в Библии есть ошибки и что они возникли из-за того, что священные тексты появились в результате соавторства Бога и священных авторов, а не были записаны под диктовку свыше. Сегодня же я хочу поставить вопрос несколько иначе: есть ли в Библии такие фрагменты, которые были написаны исключительно священными авторами, без Божественного вмешательства? Иными словами, есть ли в Библии такие тексты, которые являются не словом Божиим, а исключительно человеческим словом, не содержащим в себе никакой Божественной вести?
Сразу скажу, что, с моей точки зрения, на этот вопрос нужно ответить положительно. Более того, в Библии, на мой взгляд, довольно много текстов, которые написаны исключительно людьми и не несут в себе какой-либо Божественной вести. Но так как для многих это не очевидный факт, думаю, надо привести несколько примеров. Для этого я статью и пишу, собственно)))
Во-первых, в Библии есть просто исторический материал, который и не претендует на статус Божественного Откровения. Если пророки часто начинали свои речи словами «так говорит Господь», то авторы исторических книг Библии так не делали и, по-видимому, не считали себя проводниками какого-то Откровения свыше. Да и нужно ли было этим авторам Откровение для написания их произведений?
Вот стандартный пример такого исторического библейского текста:
«В тридцать восьмой год Азарии, царя Иудейского, воцарился Захария, сын Иеровоама, над Израилем в Самарии и царствовал шесть месяцев. Он делал неугодное в очах Господних, как делали отцы его: не отставал от грехов Иеровоама, сына Наватова, который ввел Израиля в грех. И составил против него заговор Селлум, сын Иависа, и поразил его пред народом и убил его, и воцарился вместо него. Прочее о Захарии написано в летописи царей Израильских» (4 Цар.15:8-11)
Что мы в этом тексте видим? Перечень имен, дат и событий, с небольшим нравственным комментарием. Чисто историческая информация. Спрашивается: а нужно ли было автору книги Откровение свыше, чтобы всю эту информацию узнать?
Ответ очевиден: нет, Откровения не требовалось, а нужно было лишь поработать с источниками по истории Израильского царства, чтобы уточнить детали. Именно это автор книги и сделал, и даже дал ссылочки на использованные архивные документы («летописи царей Израильских»), как всякий добросовестный историк.
Вот вам и пример того, как в Библии может оказаться большой кусок информации в общем-то небожественного происхождения. Значит ли это, что вся 4-я книга Царств небогодухновенна? Не думаю. Просто в каких-то её кусочках до читателя доносится Божественная весть, и эти кусочки – Слово Божие. А какие-то кусочки, вроде вышеприведенного – слово человеческое.
Во-вторых, в Библии есть такие тексты, в которых священные авторы прямо говорят от своего лица, не от лица Бога, высказывают свои мысли, а иногда даже позволяют себе спорить с Богом. Эти тексты даже при самом большом желании очень трудно объявить Божественным Откровением, поскольку очевидно, что в них говорит не Бог, а исстрадавшаяся, измученная человеческая душа.
Вот яркий пример такого текста из книги Иеремии:
«Проклят день, в который я родился! день, в который родила меня мать моя, да не будет благословен!
Проклят человек, который принес весть отцу моему и сказал: «у тебя родился сын», и тем очень обрадовал его.
И да будет с тем человеком, что с городами, которые разрушил Господь и не пожалел; да слышит он утром вопль и в полдень рыдание
за то, что он не убил меня в самой утробе – так, чтобы мать моя была мне гробом, и чрево ее оставалось вечно беременным.
Для чего вышел я из утробы, чтобы видеть труды и скорби, и чтобы дни мои исчезали в бесславии?» (Иер. 20:14-18)
Любому, мне кажется, будет понятно, что здесь отнюдь не Дух Святой говорит через Иеремию, а сам пророк обращается к Богу в молитве (Иер. 20:7 и далее) и высказывает Всевышнему претензии за свою тяжелую жизнь. Причем сформулированы эти претензии очень жестко, с леденящими душу проклятиями. Мне кажется, что самому пророку потом было стыдно этих слов – так разительно контрастируют они с общим духом библейского откровения.
Вот, на мой взгляд, пример чисто человеческого текста, прокравшегося в богодухновенную книгу Иеремии. Причем я верю, что уже несколькими стихами далее, в главе 21, через Иеремию вновь возвещается слово Божие. А здесь, в 20 главе – его собственное слово, очень эмоциональное и психологически понятное. Иным образом очень трудно объяснить, как понимать эти тяжелые слова.
Еще более интересный пример – книга Иова. Христиане очень часто указывают на Иова как на пример безропотного терпения всяких испытаний, которые Бог посылает в жизни. Но если почитать книгу Иова целиком, а не по детской Библии, начинаешь замечать, что Иов вообще-то переносит свои страдания не так уж безропотно. Он задает Богу вопросы («за что?», «почему?»), перечисляет свои «заслуги» перед Ним, настаивает на том, что он, Иов, человек праведный и что его несправедливо наказывать такими тяжелыми испытаниями. Более того, ближе к концу книги Иов вызывает Бога на решающее состязание, требуя, чтобы Тот пришел и ответил своему верному слуге на все вопросы, как ответчик на суде:
«Я взываю к Тебе, и Ты не внимаешь мне, – стою, а Ты только смотришь на меня. Ты сделался жестоким ко мне, крепкою рукою враждуешь против меня <…> О, если бы кто выслушал меня! Вот мое желание, чтобы Вседержитель отвечал мне, и чтобы защитник мой составил запись» (Иов. 30:20-21; 31:35)
Получается, что добрых 80% книги Иова (его собственные речи + речи его друзей + речи некоего неожиданно влезшего в разговор Елиуя) – это все чисто человеческие речи. Рассуждения о смысле бытия, о смысле страданий, претензии к Богу, претензии к Иову, претензии Иова к друзьям… И только 4 главы в конце книги и небольшие кусочки в начале напоминают чем-то Божественное Откровение, ибо там что-то говорит и как-то фигурирует Бог. Все остальные части книги на Слово Божие мало похожи.
Можно еще много примеров привести, но, думаю, пока хватит.
В-третьих, в Библии есть такие места, где священные авторы прямо говорят, что некоторые написанные ими слова и мысли принадлежат им, а не Богу. Примером могут служить несколько цитат из апостола Павла, который, скажем, в посланиях к коринфянам четко разграничивает, где он возвещает волю Господа, а где дает совет от себя:
«А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, – если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, – и мужу не оставлять жены своей. Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его» (1 Кор.7:10-13)
В этих стихах два тезиса, две мысли. Но одна из них, по мысли Павла, принадлежит Господу ("не я повелеваю, а Господь"), другая же – ему самому ("я говорю, а не Господь").
Или вот еще пример:
«И что стану говорить, скажу не от Господа, но как если бы я неразумно увлекся похвальбой» (2 Кор. 11:17, перевод А.С. Десницкого, в других переводах смысл фразы аналогичен)
Приведенных примеров, по моему мнению, достаточно, чтобы понять, что Библию нельзя считать неким аналогом Корана, который в готовом виде был дан с небес пророку Мухаммеду. Библия – это книга, при написании которой Божественное Откровение оказалось пропущено через призму множества человеческих личностей, человеческого опыта; и каково здесь соотношение Божественного и человеческого – это большой вопрос, над которым можно и нужно размышлять. Я это вопрос для себя решаю вот таким образом, как описал в статье. Как решите его вы для себя – это уже ваше личное дело))) Но подумать над этим стоит.
На этом пока всё. До новых встреч на страницах канала «Христианство»!