Трансформация цифровой экономики в финансовой сфере сделали возможным возникновение нового цифрового финансового актива– криптовалют и их последующее стремительное распространение по всему миру. Так, первая криптовалюта (BTC, биткоин) была сгенерирована лишь десятилетие назад – 3 января 2009 г. Но уже сегодня операции с криптовалютами проводятся на биржах, в обменных пунктах и на многих ресурсах в Интернете.
С 1 января 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте», в котором не упоминается криптовалюта, но дано определение цифровой валюте. Криптовалюта не имеет материального воплощения, не является денежной единицей. Криптовалюта, как и другая цифровая валюта, признается имуществом. В ее основе лежит определенная технология, получившая название «блокчейн». С помощью специального адреса, который лежит в основе блокчейна, можно осуществлять переводы криптовалюты. А «добывают» криптовалюту на специальных фермах, которые называют «майнинг-фермами». Для того чтобы существовала криптовалюта, должны существовать мощности, на которых она вычисляется и обменивается — это платформа блокчейн. Итак, криптовалюта – вид цифрового финансового актива, создаваемый и учитываемый в распределенном реестре цифровых транзакций.
Согласно исследованию Банка России «Криптовалюты: тренды, риски, меры» от 20 января 2022 г., российские граждане покупают криптовалюту, используя различные способы, в том числе и за наличные деньги; основные цели ее приобретения физическими и юридическими лицами: спекуляция, инвестиции, уход от требований— противодействие отмыванию доходов и финансированию терроризма (ПОД / ФТ), трансграничные переводы.
При этом Россия лидирует в мире по доле теневых криптовалютных операций с долей в размере 41,1% по итогам 2022 года по данным Clain Technologies. Второе место на глобальном рынке теневых криптоопераций занимает Украина (доля – 6,54%), третье - Великобритания (2,8%) и Германия (1,87%). Доля «неизвестных стран» составила 24,6%, «других» – 23,1%. Специалисты объясняют это популярностью в России запрещенных сервисов, таких как Hydra, а также простотой проводимых операций, легкостью регистрации доменов, слабостью правового регулирования и отслеживания.
0:030:42
Подводя итог, проблемы криптовалюты в России существуют, поскольку в Концепции законодательного регламентирования механизмов организации оборота цифровых валют от 8 февраля 2022 года, отмечается, что в настоящее время в России отсутствует должное законодательное регулирование такого высокорискованного финансового инструмента, как цифровая валюта (криптовалюта).
Вступивший в силу с 1 января 2021 года Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дает только общие ориентиры для регулирования отношений, возникающих при обороте цифровых финансовых активов и цифровой валюты и указывает на иные федеральные законы, которые должны быть приняты в развитие норм основного закона – в частности, речь идет об отдельных нормативных правовых актах, которые должны упорядочить организацию выпуска и обращения цифровой валюты в России (ч. 4 ст. 14 Закона № 259-ФЗ).
Результат работы: в процессе работы были сделаны следующие выводы и предложения.
Выводы:
1.Добывают» криптовалюту на специальных фермах, которые называют «майнинг-фермами».
2.Одни страны ее запрещают криптовалюту, другие же признают операции полностью легальными.
3.В Федеральном законе от 31 июля 2020 г. № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте термин «криптовалюта» отсутствует, вместо него используется формулировка «цифровая валюта».
Предложения:
1.Установить ответственность за нарушение законодательного запрета на использование криптовалют в качестве средства платежа за товары, работы и услуги, продаваемые и покупаемые юридическими и физическими лицами – резидентами Российской Федерации.
2.Ввести запрет на организацию выпуска и(или) выпуск, организацию обращения криптовалюты (в т.ч. криптобиржами, криптообменниками, P2P-платформами) на территории Российской Федерации и установить ответственность за нарушение данного запрета.
3.Ввести запрет на вложения финансовых организаций в криптовалюты и связанные с ними финансовые инструменты, а также на использование российских финансовых посредников и российской финансовой инфраструктуры для осуществления операций с криптовалютами и установить ответственность за нарушение данного запрета