В предыдущей статье я писала о правилах постановки запятых, которые нужны для выполнения задания №21. Сегодня же хочу рассказать о правилах постановки тире и двоеточия для этого задания.
Тире в задании 21
Если вам попалось задание, где нужно найти предложения с тире, поставленными по одному правилу, то вам предстоит выбирать из 7 правил. Не очень много, верно?
1. Тире между подлежащим и сказуемым
- Поэзия – это дар.
- Волга – река.
- Наша цель – получить знания.
- Два и два – четыре.
2. Неполное предложение
Неполные предложения – это предложения, в которых опущен какой-либо член предложения (любой), но он легко восстанавливается из контекста, без контекста смысл предложения будет не ясен. Взглянем на примеры.
- За ночным окном — туман.
Зададим себе вопрос: «Что я могу подставить на место тире?». Например, я могут сказать так: был туман, есть туман, стоит туман, плывет туман и так далее. Я подобрала много вариантов, некоторые из них подходят только для этого конкретного контекста, потому что сочетаются именно со словом «туман». Если вы можете подобрать несколько вариантов подстановки пропущенного члена предложения – это неполное предложение, поскольку вы восстанавливаете пропуск исходя из контекста.
Также подсказкой тут будет то, что у вас в предложении идет обстоятельство (чаще всего места или времени), а потом подлежащее. Но вот незадача - обстоятельство не может относиться к подлежащему. Значит, раз оно есть, то и сказуемое было, просто его опустили.
- Ночи стали чернее, дни — пасмурнее. – дни СТАЛИ пасмурнее
- Весной вода светлеет, а осенью – зеленеет. – осенью ВОДА зеленеет
В этих примерах ситуация несколько иная, она даже проще и яснее, чем предыдущая. Мы видим, что части сложного предложения построены одинаково, конструкции параллельны. В первой части все члены предложения на месте, а во второй опущен тот член, который в первой назван, дабы не повторять лишний раз. Его мы на место пропуска и подставляем, тут других вариантов нет. И это тоже будет неполное предложение.
3. Тире перед обобщающим словом при однородных членах
- Ни крики петуха, ни звучный гул рогов, ни ранней ласточки на кровле щебетанье – ничто не вызовет почивших из гробов.
Здесь все просто. Если в предложении сначала идет ряд однородных членов, или «перечисление», как говорят школьники, а потом стоит обобщающее слово, то значит это нужное нам правило.
Важно! Обратите внимание, что если вы утверждаете, что это тире при однородных членах, то в вашем предложении должна быть одна основа. Если есть основа и до тире, и после, то это другое правило.
4. Реплики диалога
Здесь все просто, думаю, не нуждается в пояснениях.
– Что же ты хочешь нарисовать?
– Картину.
5. БСП
Бессоюзное сложное предложения увидеть довольно просто. Должна быть грамматическая основа до тире, и грамматическая основа после него. Если так – значит это БСП.
- Лес рубят — щепки летят.
- Солнце взошло — начинается день.
- Немудрено голову срубить — мудрено приставить.
6. Пояснение
- Со мною был чугунный чайник — единственная отрада.
✍🏻Важно отличать тире при пояснении от тире между подлежащим и сказуемым. Взглянем на схему.
Рассмотрим на примерах.
- Лучшее время для поездки в Москву – лето. – В предложении нет глаголов, основу не рядом с тире мы найти не можем. Получается, что это тире между подлежащим и сказуемым.
- Москва – город красивый и величественный – не бросается в объятья каждому встречному. – В предложении есть глагол «не бросается», я могу найти основу «Москва не бросается». Вывод – тире при приложении.
И по другим признакам мы тоже видим явную разницу.
7. Вводная конструкция
Вставной элемент, который изымается из предложения без потери смысла.
- Сидят здесь под страхом смерти и — что ещё хуже — под проливным дождём.
Двоеточие в задании 21
Когда в 21 задании попадается двоеточие, это считается манной небесной, потому что легче задания не придумаешь. На постановку двоеточия есть всего ТРИ правила, и они максимально разные, их почти невозможно спутать. Давайте их рассмотрим:
1. Прямая речь
Здесь все очевидно. Если прямая речь стоит после слов автора, то ставится двоеточие.
- Он сказал: «Приходите в среду».
2. БСП
Здесь нужно задать себе вопрос: «Есть ли грамматическая основа до двоеточия и есть ли еще одна после него?». Ответ должен быть «да». Тогда это двоеточие в БСП.
- Он чувствовал себя нехорошо: тело было слабо, в глазах ощущалась тупая боль.
3. Однородные члены
Двоеточие ставится после обобщающего слова перед рядом однородных членов. Отличить этот случай от двоеточия в БСП очень просто: здесь не будет двух основ, только одна.
- Я купил фрукты: бананы, апельсины, яблоки.
Вот и вся теория, которая вам нужна для выполнения задания №21 в ЕГЭ по русскому языку. Напомню, что первую часть можете прочесть здесь.
Задавайте вопросы в комментариях, если что-то осталось неясным, с радостью вам отвечу.
До новых встреч!