Образ чёрного человека в литературе - символ духовного кризиса личности, анализ жизненного пути, символ предзнаменования. Он также олицетворяет двойственность и противоречия: с одной стороны - это воплощение зла и пороков, а с другой - глубокий самоанализ, позволяющий увидеть собственные поступки со стороны, такое своеобразное испытание на прочность.
Образ чёрного человека как символа предзнаменования встречается и в творчестве великого русского поэта Сергея Александровича Есенина. Его поэма "Чёрный человек" - это исповедь, попытка оценить собственную жизнь . Так же интересной особенностью поэмы является то, что , что его жизненный путь представлен с помощью критического взгляда стороннего наблюдателя - Чёрного человека , который заставляет лирического героя вспомнить такие моменты его жизни, которые ему возможно и не хотелось бы вспоминать, но они являются частью его жизненного пути и оказали существенное влияние на формирование его личности, творчества.
Сама поэма представлена в форме диалогов. В первой части разговор с другом , во второй с Чёрным человеком, который перерастает в споры и схватку, так как вызывает воспоминания тех моментов жизни, в которые поэта постигло разочарование:
1. Лицемерие, игра на публику, гордость, которая не позволяла поэту в какие-то моменты жизни попросить о помощи, а наоборот вызывала желание демонстрировать, что все хорошо:
В грозы, в бури,
В житейскую стынь,
При тяжелых утратах
И когда тебе грустно,
Казаться улыбчивым и простым —
Самое высшее в мире искусство.
2. Разочарование в любви. Всепоглащающая страсть, которая овладевает поэтом, а так же жизнь вдали от родины приносит в его жизнь разочарование и заставляет усомниться в собственных чувствах :
Был он изящен,
К тому ж поэт,
Хоть с небольшой,
Но ухватистой силою,
И какую-то женщину,
Сорока с лишним лет,
Называл скверной девочкой
И своею милою.
Счастье, — говорил он, —
Есть ловкость ума и рук.
Все неловкие души
За несчастных всегда известны.
Это ничего,
Что много мук
Приносят изломанные
И лживые жесты.
3. Разочарование в собственном творчестве:
Ах, положим, ошибся!
Ведь нынче луна.
Что же нужно еще
Напоенному дремой мирику?
Может, с толстыми ляжками
Тайно придет „она“,
И ты будешь читать
Свою дохлую томную лирику?
Таким образом, создание данной поэмы требовало от поэта глубокого самоанализа . Он хотел посмотреть на себя со стороны и для этого использует образ Чёрного человека, который как потом читатель видит является одной из сторон его души. Если в самом начале поэмы лирический герой можно сказать боится его:
Черный человек!
Ты не смеешь этого!
Ты ведь не на службе
Живешь водолазовой.
Что мне до жизни
Скандального поэта.
Пожалуйста, другим
Читай и рассказывай.
В конце поэмы, глядя в зеркало, в образе Чёрного человека он видит самого себя:
…Месяц умер,
Синет в окошко рассвет.
Ах ты, ночь!
Что ты, ночь, наковеркала.
Я в цилиндре стою.
Никого со мной нет.
Я один…
И разбитое зеркало…
Внутренний конфликт лирического героя раскрывается в поэме с помощью эффекта двойного узнавания. Финал поэмы можно трактовать по-разному: либо как полное разочарование или же наоборот как нравственное выздоровление, начало новой жизни.