Найти тему

Чёрный человек как образ одной из сторон души в поэме С.А. Есенина "Чёрный человек "

Образ чёрного человека в литературе - символ духовного кризиса личности, анализ жизненного пути, символ предзнаменования. Он также олицетворяет двойственность и противоречия: с одной стороны - это воплощение зла и пороков, а с другой - глубокий самоанализ, позволяющий увидеть собственные поступки со стороны, такое своеобразное испытание на прочность.

Образ чёрного человека как символа предзнаменования встречается и в творчестве великого русского поэта Сергея Александровича Есенина. Его поэма "Чёрный человек" - это исповедь, попытка оценить собственную жизнь . Так же интересной особенностью поэмы является то, что , что его жизненный путь представлен с помощью критического взгляда стороннего наблюдателя - Чёрного человека , который заставляет лирического героя вспомнить такие моменты его жизни, которые ему возможно и не хотелось бы вспоминать, но они являются частью его жизненного пути и оказали существенное влияние на формирование его личности, творчества.

Фото из интернета.
Фото из интернета.

Сама поэма представлена в форме диалогов. В первой части разговор с другом , во второй с Чёрным человеком, который перерастает в споры и схватку, так как вызывает воспоминания тех моментов жизни, в которые поэта постигло разочарование:

1. Лицемерие, игра на публику, гордость, которая не позволяла поэту в какие-то моменты жизни попросить о помощи, а наоборот вызывала желание демонстрировать, что все хорошо:

В грозы, в бури,

В житейскую стынь,

При тяжелых утратах

И когда тебе грустно,

Казаться улыбчивым и простым —

Самое высшее в мире искусство.

2. Разочарование в любви. Всепоглащающая страсть, которая овладевает поэтом, а так же жизнь вдали от родины приносит в его жизнь разочарование и заставляет усомниться в собственных чувствах :

Был он изящен,

К тому ж поэт,

Хоть с небольшой,

Но ухватистой силою,

И какую-то женщину,

Сорока с лишним лет,

Называл скверной девочкой

И своею милою.

Счастье, — говорил он, —

Есть ловкость ума и рук.

Все неловкие души

За несчастных всегда известны.

Это ничего,

Что много мук

Приносят изломанные

И лживые жесты.

3. Разочарование в собственном творчестве:

Ах, положим, ошибся!

Ведь нынче луна.

Что же нужно еще

Напоенному дремой мирику?

Может, с толстыми ляжками

Тайно придет „она“,

И ты будешь читать

Свою дохлую томную лирику?

Таким образом, создание данной поэмы требовало от поэта глубокого самоанализа . Он хотел посмотреть на себя со стороны и для этого использует образ Чёрного человека, который как потом читатель видит является одной из сторон его души. Если в самом начале поэмы лирический герой можно сказать боится его:

Черный человек!

Ты не смеешь этого!

Ты ведь не на службе

Живешь водолазовой.

Что мне до жизни

Скандального поэта.

Пожалуйста, другим

Читай и рассказывай.

В конце поэмы, глядя в зеркало, в образе Чёрного человека он видит самого себя:

…Месяц умер,

Синет в окошко рассвет.

Ах ты, ночь!

Что ты, ночь, наковеркала.

Я в цилиндре стою.

Никого со мной нет.

Я один…

И разбитое зеркало…

Фото из интернета.
Фото из интернета.

Внутренний конфликт лирического героя раскрывается в поэме с помощью эффекта двойного узнавания. Финал поэмы можно трактовать по-разному: либо как полное разочарование или же наоборот как нравственное выздоровление, начало новой жизни.