В конце 60-х годов время резкого развития гитарного звучания и появление технических новшеств для музыкантов совпало с эпохой блюз-рока, в которой многие известные нам всем личности начали эксперименты по утяжелению саунда своих инструментов, что привело к появлению хард-рока через хард-блюз. Как мы знаем, многие именитые гитаристы просто "побаловались" с новыми фуззами-дисторшнами, а потом, не видя в этом смысла, бросили это дело, не считая серьёзным. Вспомним Эрика Клэптона, кто бросил играть фактически хард-рок в Cream, потому что его прельстил кантри-рок группы The Band, вспомним фактически металлическую мощь песен Джими Хендрикса на последнем альбоме 69 года и внезапный уход в этнические эксперименты почти перед самой смертью, вспомним Джеффа Бека, кто вообще чуть ли не первый начал истязать свою гитару с максимальными перегрузами, а к началу 70-х внезапно ушёл к блюз-роковым корням, а то и вообще к джаз-фьюжну. Вспомним Джимми Пейджа, который как выбрал себе звук в 68 году, на котором построил звучание Led Zeppelin, так с тех пор ему и не изменял, вспомним Ричи Блэкмора, который как последовал за Led Zeppelin в сторону хард-рока, так тоже ничего до сих пор в своём саунде не менял, вспомним даже Дэвида Гилмора, который в 69-м выжимал в паре-тройке песен Pink Floyd истинно металлический саунд. Кстати, все эти "приколы" у меня были в одной статье:
Но был лишь один гитарист на рубеже 60-70-х, кто увидел в этом утяжелении не баловство, кто не просто сделал свою гитару максимально тяжёлой, но и сделал ещё и из этого фишку, пусть в то время никто её не мог понять. Поставив эту "жесть" в основании звучания Black Sabbath вместе с утробным звучанием голоса Оззи и мелодиями Гизера Батлера, которые тот придумывал для группы на басу, на арену вышел Тони Айомми, один из тех музыкантов в мировом роке, кто был редким преданным своему делу человеком, кто был ему предан, даже когда дела его группы терпели фактически крах, когда у группы уже, казалось, не было никакого будущего. Человек, не предавший свои идеалы. Лишь со временем можно было понять, насколько этот музыкант повлиял на весь тяжёлый рок. Гораздо больше, чем все остальные гитаристы - вот честно. По крайней мере, если бы хард-рок закончился в середине 70-х и не было бы Тони Айомми - дальнейшее продолжение в виде хэви-метала и прочих неохардовых стилей встало бы под сомнение. Я не буду тут, как всегда, расписывать его биографию. Скажу лишь от себя спонтанно, в чём я считаю его величие.
Начнём с забавного факта, что не было бы вообще истории тяжёлого рока после хард-роке, ежели бы Тони принял приглашение в 69-м году от Jetrhro Tull присоединиться к ним после ухода первого гитариста Мика Абрахамса. Именно тот момент был ключевым показателем, что Тони никогда не предаст себя: дела у новоиспечённой группы Earth (первое название Black Sabbath) шли очень плохо на первой стадии. Другой гитарист давно бы плюнул на затею со своей неудавшейся группой и остался бы в уже получившим опыт коллективе. Но мы лишь можем увидеть один раз Тони в составе Jethro Tull - играющим под фонограмму с гитарой Мика Абрахамса в знаменитом концерте, организованном группой The Rolling Stones под названием "Rock'N'Roll Circus":
Тони там не остался. И это стал единственный случай в его жизни, когда он куда-то попытался "свинтить налево". Всем известная история Black Sabbath показала это.
А первым показателем того, что Тони самым максимальным образом повлиял на создание хэви-метала - хотя бы тем, что использовал в своей игре пониженный строй гитары в своей игре делал гибрид блюз-роковой манеры игры и игры на квинтовых аккордах (на которых впоследствии будет строиться весь хэви-метал) - стало удачное "вписывание" Black Sabbath" вместе с Ронни Джеймсом Дио в эпоху коммерческого успеха того самого хэви-метала в начале 80-х. Группа тогда как никакая другая старая хардовая не звучала так в ногу со своим временем в новом обличии тяжёлого рока.
Даже когда группе фактически был вынесен приговор после странной коллаборации с Йэном Гилланом, всё равно продюсеры заставили Тони выпустить свой по факту сольный альбом под названием Black Sabbath на альбоме "Seventh Star".
После чего уже стало понятно, что Тони никогда свой брэнд не бросит. Какие бы там составы ни были и что бы они ни играли: хоть фактически глэм-метал в конце 80-х вместе с Тони Мартином.
Хоть фактически дум-метал с вновь прибывшим Ронни Джеймсом Дио.
Я бы лично большой акцент в истории творчества Тони Айомми сделал на незаслуженно задвинутый куда-то на задние планы его сольный альбом, о котором тут писал целую статью:
Фишка этого альбома в том, что он вышел в самый пик расцвета последней коммерчески успешной эпохи тяжёлого рока: в мире на высоте был альтернативный металл и ню-метал. И если послушать этот альбом, где Тони играет свои классические риффы а-ля Black Sabbath, ничем не изменяя себе в 70-м годам, внезапно в контексте своего времени мы слышим в песнях тот самый альтернативный металл, тот самый ню-метал! Потому что это Тони всё изобрёл - это он все эти принципы игры на гитаре ввёл в моду, это он ввёл в обиход все эти ходы, понижения строя.
И на сольном альбоме видно, что как ни это всё повлияло полностью на весь современный тому времени металл. Особенно коллаборация с певцами из разных времён это отлично даёт понять: играет с Дэйвом Гролом - песня звучит как гранж 90-х, играет с Генри Роллинзом - звучит как ню-метал-кор какой-то: скрестился Black Sabbath и хард-кор 80-х.
А второй сольный альбом с Гленном Хьюзом так и вообще частично на ню-метал в целом был похож, хотя сам ню-метал там не игрался так таковой, а просто игрался классический старый металл а-ля Black Sabbath.
Конечно же большим вознаграждением за труды Тони были последние возрождения классических составов Black Sabbath: с Ронни Джеймсом Дио (светлая ему память) в 2009-2010-м под названием Heaven And Hell и с Оззиком с 2013-2014 и 2016-1017-м. Ну и эпическим завершением (уверен, что завершением) стало последнее участие Тони в альбоме Оззи Осборна 2022 года. История Black Sabbath достойно закончена. И это такой лирический постскриптум.
Конечно же Тони ещё что-то где-то запишет, сыграет. Но он из тех, кто достойно завершил свою деятельность: масштабно, в соответствии со своим возрастом и своими регалиями, - и по-настоящему эпично ушёл на пенсию. Вот истинный пример почти полувековой преданности своему делу, несмотря на неудачи и чёрные периоды в творчестве. Здоровья и сил, Тони!
Другие статьи про Тони Айомми и Black Sabbath:
Напоминаю, кому удобнее читать меня в телеграме, милости прошу: мой телеграм-канал.