жанр: хард-рок, предтеча классического хэви-метала, дум метала, трэш-метала, гранжа, ню-метала
главные композиции: Sweet Leaf, After Forever, Children Of The Grave, Into the Void
Третий альбом саббатов, в котором они, сами того не зная, ещё дальше продвинулись в формировании звучания будущих металлических жанров (причём на несколько десятилетий вперёд). В отличие от двух предыдущих альбомов, которые были основаны на построении уникального медленного и тяжёлого звучания, эта пластинка продвинула музыку группы дальше впервые в плане разнообразия жанрового и композиционного построения песен. И да, кстати, уникальный период группы, когда Тони Айомми постригся и сбрил усы!
Что имеется в виду. Дебютный альбом саббатов обрушился как камень на голову слушателей чрезмерно тяжёлым и медленным звучанием, по факту преобразованным из наложения дисторшна на блюз-рок за счёт мастерства Тони Айомми с примесью атмосферы "псевдосатанизма", за которое отвечал басист Гизер Батлер, и завершая утробным вокалом Оззика. Второй альбом добавил хитовую узнаваемость группе за счёт ставших популярными мелодий и гитарных риффов. Сия же работа впервые представила миру разноплановых саббатов.
Сперва в общих чертах: впервые в истории гитарист и басист группы, Тони и Гизер, существенно понизили строй гитар (до До Диеза - С#), став в этом смысле капитальными инноваторами, что сделало их музыку ещё тяжелее для того времени (хотя куда уж тяжелее-то!).
А дальше я совершу некоторую подлость, попытавшись разобрать все песни с точки зрения последующей истории тяжёлого рока.
Первая композиция (к слову, на втором месте из моих любимых саббатовских песен) - Sweet Leaf - делает альбом единственным в истории, начинающимся... с кашля! Потому что то один из знаменитейших гимнов марихуане. Чей кашель? Это зацикленный кашель Тони Айомми, записанный, когда на репетиционную точку Оззи принёс адскую траву, настолько мощную, что перед записью Тони капитально закашлялся))
"...перед записью зашёлся кашлем из-за марихуаны… и выдал своё лучшее вокальное рок-исполнение за всю карьеру!.."
Тони Айомми
А затем идет равномерный порядок риффов в такой "мрачной" и быстрой последовательности... По настроению сразу же, во-первых, ассоциация с дум-металом, который, собственно группа уже на дебютном альбоме изобрела. Но в этой песне всё звучит никак не замедленно-сатанински, как в композициях с предыдущих альбомов. Песня при своей тяжести будто летит. Помести её в начало 90-х - это чёткий гранж! Помести её на рубеже 90-х- 2000-х - это чёткий ню-метал! Общего мрачняка добавляет вокальная линия Оззи, которую будто копировали все гранжисты и ню-металлисты 90-х, которая завершает вневременность этой композиции в совокупности с текстом Гизера Батлера. Говорят, надоумила Гизера на текст этой песни надпись на пачке ирландских сигарет в Дублине: «It’s the sweet leaf».
After Forever - это вообще моя самая любимая песня Black Sabbath, которая своей забойностью просто сводит с ума. По сути единственная композиция группы, которая не даёт никакого намёка на будущие жанры, а просто заставляет внутри тебя клокотать яростную энергию с, при этом, серьёзным текстом, касавшимся религии. Это просто песня-психологический ход. И здесь саббаты внезапно подтвердили уникальность своих песен ещё с первого альбома... полным отсутствием припева (причём во ВСЕХ песнях на альбоме)! В истории музыки это в принципе всегда было рискованным действием, оставлять песню без яркого припева. Если только во главе угла не стоит текст. Здесь же во главе угла стоит масштабный рифф Айомми. Изначально считалось, что это вообще полностью его песня. Потом это было опровергнуто.
Embryo - внезапный псевдосредневековый проигрыш перебором на гитаре Тони Айомми. Впервые на альбом саббатов такое разнообразие жанров/интермеццо/лирических отступлений.
Children Of The Grave - ну, а это самый классический хэви-метал во всей красе и вообще в нынешнем его понимании. Ровная и быстрая композиция, построенная полностью на игре с приглушением верхних струн гитары боковой частью правой ладони (в случае Айомми - левой ладони) - основного фундамента ритма классического хэви-метала. Это образец и эталон, тут добавить нечего, кроме как разве что очередного замечания об отсутствии припева! Это не помешало сделать песню Великой во всех смыслах. В добавок поверх добавился ещё и злой антивоенный текст... "Дети могил..."
Orchid - и вновь Тони экспериментирует с переборами на гитаре, начав несколько нот с очередного намёка на средневековье.
Lord Of This World - и следом после небольшого перерыва нас кидает в классических Black Sabbath, без излишеств, где они возвращаются к фишке первых двух альбомов: резкой смены ритма после вступительного проигрыша под религиозный текст.
Solitude - и очередная уникальность альбома. Впервые на тот момент полноценная БАЛЛАДА от Black Sabbath! Но, конечно же, не сопливая и даже не светло-возвышенная... А такая же мрачная, как и всё настроение музыки группы. Построенная на лёгком совместном проигрыше Тони Айомми на гитаре и Гизера Батлера на басу. К слову, Тони тут ещё и на флейте сыграл! А голос спокойного Оззи звучит совершенно непривычно.
Ну и как некий промежуточный итог - Into the Void! Которая представляет собой некую смесь будущих металлических жанров: начинаясь как медленный дум-метал, композиция переходит в более классический хэви, основанный на том же приглушении верхних струн, а после второго припева происходит классическая саббатовская смена ритма на суперскоростной - чёткая предтеча главной фишки трэш-метала, который будет в принципе построен на таком резком смене ритмов.
Другие статьи про Black Sabbath и их участников:
Напоминаю, кому удобнее читать меня в телеграме, милости прошу: мой телеграм-канал.