Кто сказал, что хэви-метал возник в 80-х годах? Ну разве что официально. Или даже хотя бы в 70-х? Да и вообще первое выражение "heavy-metal thunder" появилось в песне "Born to be wild" американской группы Steppenwolf в 1968 году. Представляю Вашему вниманию десять песен из 50-х - 60-х годов с самым настоящим даже не хард-рок, а именно что натуральнейшим металлическим звучанием. Конечно, при их прослушивании иногда придётся делать поправку на степень развития технической составляющей (в первую очередь, на звук педали перегруза-дисторшна).
Линк Рэй - Rumble (1958)
Начнём с настоящего рок-н-ролл-метала. Потому что именно этот рок-н-рольщик впервые ввёл в обиход знаменитый квинтовый аккорд (пауэр-аккорд, когда левая рука берёт на гитаре на ладу барэ и зажимает верхние толстые струны через квинту - через пять нот, тем самым создавая наилучшую гармонию звучания, которая технически никак не могла существовать при имевшейся джазовой и блюзовой школе игры, которой следовали как бы все музыканты того времени). Но именно в этой песне Линк Рэй впервые засветил квинтовые аккорды и построил на них песню, а внезапный и на тот момент "естественный дисторшн" (скорее всего просто искажение звука и "хрип" гитары через динамик) доказал тот факт, что он только усиливал гармонию звучания квинтовых аккордов. При всей медлительности композиции и доисторическом дисторшне песня на самом деле звучит как хэви-метал: представьте себе её с современными эффектами перегруза на гитаре!
Cream - Sunshine of Your Love (1967)
Резко так перескакиваем на 9 лет вперёд. Первый металлический саунд возникает по-любому на основе блюзового начала.
The Beatles - Helter Skelter (1968)
А вот здесь потихоньку избавляемся от этого блюзового начала. Здесь хэви-метал во всём: экспрессивный полуистерический вокал МакКартни и гитарные партии, которые, такое ощущение, Леннон с Харрисоном сделали такими металлическими, будто не догадываясь, что так выйдет. Увы, металлического мрачняка добавляет известный факт, что песня стала вдохновением для кровавой резни, которую устроил самый главный в истории "рок-убийца" Чарльз Мэнсон, начертивший кровью на холодильнике в квартире жертв "Helter Skelter".
Iron Butterfly - In-A-Gadda-Da-Vida (1968)
Буду перемежать британский металл 60-х с американским. А вот эта тема интересна тем, что это натуральнейший "металлический" выходец именно из атмосферы психоделического рока! Сейчас мы начнём сталкиваться, что внезапные металлические ходы получались у групп из совершенно разных жанров и стилистик. К слову, на альбоме песня занимала всю вторую сторону пластинки и длилась 17 минут.
The Jimi Hendrix Experience- Voodoo Chile (Slight Return) (1968)
Вновь возвращаемся к блюзовой основе. Но здесь весь "металл", прежде всего, состоит не в жанровой, не в музыкально-аранжировочной, а в технической составляющей. К 68 году Хендрикс настолько развил не только манеру игры, но и познал все новшества гитарных "примочек", что поверх раскатистой и по-настоящему тяжёлой ритм-секции Джими смог наложить воистину настоящий металл!
Jeff Beck Group - Let Me Love You (1968)
И тут вновь, хочешь-не хочешь, но возвращаешься к блюз-року, который дал основной толчок к утяжелению саунда того времени. Один из пионеров-экспериментаторов с дисторшном и его использовании в блюзе - Джефф Бек, который создал группу, чей дебютный альбом стал воистину новаторским, а каверование классики блюзов на нём превратилось в опережающие своё время эксперименты. В первую очередь, этот кавер: ну, где тут скажешь, что это изначально классика блюза, если это тоже самый настоящий хэви-метал?
Led Zeppelin - Dazed and Confused (1968)
В продолжении темы утяжеления блюз-рока в конце 60-х про эту композицию вообще просто можно сказать, что это тот самый миг в истории рок-музыки, когда блюз превратился в металл! Частично даже и в трэш-метал, если судить по смене ритмов в середине песни.
King Crimson - 21st Century Schizoid Man (1969)
В продолжение разговора о появлении внезапного металла в рамках самых неожиданных жанров, не только блюз-рока. В данном случае это касается не только зарождавшегося прогрессивного рока, но и ещё и джаз-рока/джаз-фьюжна. Это, значит, здесь получается... джаз-метал! Роберт Фрипп не зря использовал свою специфическую настройку гитары - тяжелее риффа для того времени и не придумаешь.
MC5 - Kick Out The Jams (1969)
И вновь смешиваю с американскими исполнителями. Здесь напрочь отсутствует блюзовое начало, а группу эту боялись все звукорежиссёры концертных площадок, поскольку музыканты всегда ставили себе цель максимально выкрутить все ручки настроек гитарных комбиков и усилителей, чтобы звучало мощнее всех остальных! Что на выходе вышло, - решать вам. Но вообще как раз самый этот металл и вышел.
Pink Floyd - The Nile Song (1969)
Пинк Флойд??? Да, именно так! Период самого масштабного экспериментаторства флойдов. В его рамках и возник такой металл! Самый настоящий! А у Дэвида Гилмора здесь самый натуральный брутальный хриплый и мощный метал-вокал, уж молчу про его металлические риффы и такое же соло. К слову, песню полностью написал Роджер Уотерс.
Напоминаю, кому удобнее читать меня в телеграме, милости прошу: мой телеграм-канал.