Найти в Дзене

Картотека статей с детском саду: необходимость или пустая трата времени старшего воспитателя

Оглавление

Друзья, привет. Без претензии на уникальность и "изобретение велосипеда", но о важной составляющей оптимизации работы методического кабинета - картотеке статей периодических изданий. О том, что это на самом деле такое, чем помогает воспитателям и специалистам детского сада и как удобно оформить и хранить картотеку статей в детском саду (с возможностью скачать готовую форму для редактирования).

Что есть в интернете о картотеке статей периодических изданий в ДОУ?

Очень мало информации, можно даже сказать ничего. Хочу сразу же развести два понятия: перечень имеющейся в детском саду методической литературы это не совсем картотека (а часто попадается в сети именно это). Его, скорее, можно назвать каталогом.

Картотека — перечень всех материалов, выявленных по какой-то определенной тематике.

Если мы возьмём, к примеру, всю литературу, касающуюся организации детской познавательно-исследовательской деятельности, из этого уже можно будет сделать картотеку. Я же сегодня хочу рассказать вам о личном опыте ведения картотеки статей периодических изданий, или, как мы говорим чаще, просто картотеки статей.

Картотека статей с детском саду: необходимость или пустая трата времени старшего воспитателя
Картотека статей с детском саду: необходимость или пустая трата времени старшего воспитателя

Почему вообще стоит завести в детском саду, и в методическом кабинете в частности, картотеку статей периодических изданий?

  1. Картотека систематизирует имеющуюся в детском саду методическую "периодическую" базу и помогает воспитателям и специалистам быстро и без посторонней помощи найти интересующий их материал. Все мы разные, педагоги, методисты. Бывает так, что воспитатели не знают, на какой козе подъехать к старшему воспитателю и лишний раз не идут в методический кабинет задавать вопросы. Бывает, что просто стесняются спросить. Бывает лень идти и "копаться" в тоннах периодички и проще найти материал в интернете. О результатах таких поисков мы говорили с вами неоднократно. Поэтому такие картотеки располагаются в методическом кабинете в свободном доступе для педагогов, чтобы в любой момент при необходимости быть полезными.
  2. Картотека удобна для старшего воспитателя, потому что позволяет ориентироваться в методическом фонде и максимально быстро оказать необходимую помощь педагогу. К примеру, воспитатель планирует провести открытое занятие для коллег или родителей. Старший без труда подберёт материалы, которые могут помочь в работе. Это значительно сэкономит время воспитателя. В моей практике превалировал именно этот пункт. Педагог даёт запрос, я ищу ресурсы, фиксирую их в журнале учёта движения методической литературы под подпись педагога, педагог забирает эти материалы для изучения в группу или кабинет. Да, журнал учёта - это тоже полезная штука. Воспитатель же не один в детском саду, при повторном запросе именно этого издания, вы будете знать, где его найти.
  3. Создание картотеки статей - способ переориентировать педагогов c поиска материалов в интернете на использование профильных и проверенных ресурсов. Периодические издания - это не интернет. Конечно, материалы встречаются там разные, но в подавляющем большинстве они качественные. Журналам интересно работать на свой авторитет, в отличие от псевдо-педагогических ресурсов из интернета, куда только ленивый не кидает свои тексты и получает за это свидетельство без какой-либо методической цензуры.

Печатные издания или их цифровые версии: что выбрать коллективу детского сада

Здесь, конечно, как кому удобно. Но я за материальные вещи. До сих пор в нашем детском саду журналы именно "выписываются". Хотя издательства регулярно прозванивают и предлагают перейти на электронные. Некоторые издательства за сравнительно небольшую доплату предлагают подписаться на обе версии одновременно. Если бюджет позволяет, это тоже хороший вариант. Кстати, если пользуетесь электронными журналами, расскажите про функционал личного кабинета? Есть ли в нем возможность сортировки материалов по направлениям работы? Это было бы очень удобно. Но, всё же думаю, что это не предусмотрено. Именно поэтому картотеку стоит вести и в случае цифровой подписки на профильные периодические издания.

А что с картотекой? Материальная или цифровая?

На самом деле картотека может быть представлена и в виде физических карточек, и в виде электронного архива. И если архив будет обновляться в реальном времени, а у педагогов будет к нему постоянный доступ - вообще отлично. В любом случае, картотека станет удобным способом хранения и систематизации информации. Но сегодня о картотеке физической, материальной.

Как оформить картотеку статей в детском саду?

Во-первых, нужно понять, сколько ранжирований вы хотите применить. У меня было так:

  • 1 уровень: работа с детьми, работа с родителями, работа с педагогами.
  • 2 уровень: ранжируем вышеуказанные направления по направлениям работы с детьми, а это образовательные области: познавательное, речевое, физическое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие. Работу с родителями и работу с педагогами ранжировать далее не обязательно, потому что материалов будет там не так много. Основной объём картотеки будет занимать работа с детьми.
  • 3 уровень: каждую образовательную область делю на направления. К примеру, образовательная область "Познавательное развитие" в соответствии с ФОП ДО будет включать в себя сенсорные эталоны и познавательные действия, математические представления, окружающий мир и природу.

Плюс отдельно выделяем направление РППС, а так же материалы, относящиеся к деятельности узких специалистов.

Оформляем это в карточки-разделители. Неплохо, если каждое направление работы будет своего цвета. Размером эти разделители будут на 1-1.5 см выше карточек с указанием статьи.

Затем оформляем карточки для указания статьи. Мои в виде прямоугольника с длиной 7 см и шириной 5 см. Я подгоняла эти размеры под контейнеры, в которых планировала хранить картотеку. Покупала контейнеры в Фикспрайс, такие узкие и длинные, наверняка представляете, о чем я.

Что размещается на карточке?

  • Название статьи
  • Название журнала, год, номер, страница
  • Возрастная группа (при наличии этой информации в материале)
  • Образовательная область. Здесь можно обойтись без направления внутри образовательной области, потому что обычно это понятно уже из названия статьи и не составит труда положить карточку к её "соседям".

Карточки можно ламинировать, это будет долговечно (я делала так). Или печатать на плотной бумаге, 150-170 г/м2 отлично подойдёт. Но всё зависит, опять же, от финансов учреждения.

Повторюсь, готовая картотека должна располагаться в методическом кабинете в свободном для педагогов доступе. А после изучения содержания нового журнала и оформления картотеки по нему старшему воспитателю важно представить коллегам краткий обзор статей. Так педагоги будут в курсе появившихся материалов, а это, возможно, поможет своевременно решить какие-либо их профессиональные дефициты.

Друзья, как у вас? Практикуется оформление картотек? Как ведёт их ваше учреждение? Пользуетесь? Или предпочитаете какой-то другой вариант поиска информации? Рассказывайте скорее в комментариях, обмен опытом - это очень важно. Буду благодарна реакции в виде лайка, а также репоста этой статьи коллегам. А пока ловите пример моего варианта здесь или загляните в подборку с материалами для загрузки:

Материалы для загрузки | Методист в отставке 🤍 | Дзен

Подписывайтесь на канал "Методист в отставке", чтобы первыми узнавать о выходе новых материалов. Здесь мы о работе и совсем чуть-чуть о жизни вне стен образовательного учреждения. В Телеграм-канале "Методист в отставке" все с точностью до наоборот, но часто с педагогическим подтекстом. Со мной можно дружить там, ссылку оставлю в закрепленном комментарии.