Найти тему
Арт с котом

«Никто не ушел, не унеся в себе глубокого впечатления от картины»

Критик Стасов о душераздирающей картине художника, чье имя мало кому известно

Фрагмент картины «Сумасшествие» Петра Косолапа
Фрагмент картины «Сумасшествие» Петра Косолапа

На Академической выставке 1863 года, где свои новые работы демонстрировали преподаватели и выпускники Академии художеств, было, пожалуй, только две работы, которые стали знаменитыми и сейчас известны всякому, кто интересуется отечественным искусством. Их авторы — Николай Ге и Василий Пукирев. Вот эти картины:

Критик Владимир Стасов посвятил выставке большую статью — она так и называется «Академическая выставка 1863 года». В ней Стасов тепло отзывается и о работах художников, чьи имена известны теперь разве что специалистам. Вот одна цитата:

... у нас есть произведения, которые не понапрасну зарождаются в голове художника и не понапрасну потом, вылившиеся на полотно, стоят на выставках. У нас есть произведения, к которым толпа подходит не критиковать, не умничать, не спорить, не доказывать, не припоминать читанные двадцать лет назад и полузабытые тексты, а подходит как к другу, как к родному, как к чему-то своему, протягивая горячую руку и устремляясь бьющимся сердцем... «Сумасшедший музыкант» г. Косолапа, небольшая картинка художника, еще начинающего, еще полного недостатков техники, но уже владеющего с замечательной силою элементами патетичности, правды и поэзии: его бедный сумасшедший, играющий на гнилом чердаке безумную музыку свою у тела старушки-матери, на которую умирающим огоньком едва-едва светит лампадка, посреди всех окружающих его ужасов бедности и лишений, — постоянно останавливал глаза и чувства каждого человека из всей нескончаемой толпы, целых два месяца переменявшейся в залах Академии: никто не ушел, не унеся в себе глубокого впечатления от картины г. Косолапа.

Картина господина Косолапа перед вами.

Пётр Косолап. Сумасшествие (Безумный скрипач у тела умершей матери). 1863. Холст, масло. 72 х 91,5 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Пётр Косолап. Сумасшествие (Безумный скрипач у тела умершей матери). 1863. Холст, масло. 72 х 91,5 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Вслед за картиной Петра Косолопа Стасов упоминает еще одну достойную внимания работу — тоже грустную и тоже с котиком:

«Первое число месяца», где так симпатично вылилась у художника бедная, заплаканная, молоденькая жена, сидящая у люльки над пустым портмоне мужа пьяницы; наконец, другие еще сочинения — все это произведения поколения, тронутого и двинутого вперед Федотовым и Гоголем.

Автора картины «Первое число месяца» Стасов не называет (не запомнил?). Но и имя художника, и картина сохранились — я уже рассказывала о ней здесь.

Подписывайтесь
на Телеграм-канал «Арт с котом» — там ещё больше котиков!