1. Проверка домашнего задания.
- Из какого произведения в нашу речь вошла крылатая фраза "Слона-то я и не приметил!"? (басня Крылова"Любопытный")
- Что означает эта фраза? (что среди мелочей мы не замечаем главного).
2. Знакомство с новым произведением.
Сегодня мы прочитаем еще одну басню Крылова. Но сначала послушайте басню Эзопа.
Голодная Лиса пробралась в сад и на высокой ветке увидела сочную гроздь винограда. «Этого-то мне и надобно!» — воскликнула она, разбежалась и прыгнула один раз, другой, третий... но всё бесполезно — до винограда никак не добраться. «Ах, так я и знала, зелен он ещё!» — фыркнула Лиса себе в оправдание и заспешила прочь.
- О чем эта басня? (лиса хотела сорвать гроздь винограда, но не дотянулась. Тогда он решила, что он еще не доспел)
Иван Андреевич Крылов взял за основу эту басню и переложил ее на стихи.
Послушайте. (учитель читает басню)
- Похожа эта басня на произведение Эзопа? Чем?
3. Повторное чтение и анализ.
Давайте перечитаем басню вместе и найдем непонятные слова:
рделись - сильно выделялись ярким цветом;
яхонты - драгоценные камни;
оскомина - вяжущее чувство во рту от очень кислого или сладкого.
-Что означает фраза "Видит око, да зуб неймёт"? (когда чего-то очень хочется, но не получается получить)
Прочитаем басню в третий раз.
- Как автор называет лису? (голодная кума, кумушка)
- Какая лиса по характеру? (хитрая, изворотливая, притворщица)
- Почему она сказала, что виноград еще зелен? (лиса не смогла достать виноград и решила, что он недостаточно хорош для нее)
4. Работа над выразительным чтением басни.
Сейчас расставьте в тексте палочки, которые будут показывать длительность пауз: одну - на запятых, точках с запятой и двоеточии, две - на точках и восклицательных знаках.
Прочитаем басню выразительно (читают сначала хорошо читающие ученики).
5. Домашнее задание. Подготовить выразительное чтение басни.