На каком этапе картину можно считать законченной? Этот вопрос волнует и начинающих художников, и опытных мастеров.
Многие путают законченность с детализацией и старательной обработкой поверхности. Однако, рассматривая произведения великих художников, мы убеждаемся, что степень детализации была продиктована либо замыслом художника, особенностями его характера и темперамента, либо требованием заказчика.
Любая манера письма выглядит убедительно, когда она является органическим следствием образного решения или выражением идеи произведения.
Все живописцы знают, что на первых этапах работы картина всегда выглядит красиво и свежо. Она как бы обещает, что станет еще лучше. Это состояние очень напоминает время молодости в жизни человека. Эмоции ещё сильны, есть много сил и энергии. Но можно ли завершить картину на этом этапе?
Можно. Если недосказанность не мешает зрителю читать замысел, интригует его, заставляет думать и фантазировать, если недосказанность не даёт художнику впасть в натурализм.
Нельзя. Если недосказанность маскирует неумение автора довести работу до конца и страх перед борьбой за лучший результат.
Действительно, наиболее сложными являются средние этапы работы над картиной, когда на смену вдохновенной интуитивной работе приходит логическое осмысление и анализ, которые позволяют преобразовать эмоциональный выплеск в произведение, выстроенное по всем законам искусства.
Цель завершающих этапов – не придание картине аккуратного, «товарного» вида, а, наоборот, сокрытие следов тяжёлого труда и борьбы. П.П. Чистяков советовал своим ученикам начинать работу смело и широко, в середине работать «тупо», а завершать так, как, как и начинали – смело и широко.
Рассматривая эти, очень разные произведения мы чувствуем, что многословность и «законченность» работы Филонова выглядит болезненно, а бухгалтерский пересчёт деталей и их сухая и аккуратная проработка у Шилова делает картину безжизненной.
Живая кисть Хальса и мощный темперамент Пикассо, напротив, волнуют нас, пробуждая чувства и мысли.
А вот в работах Федотова предельно законченная манера художника, его внимательное отношение к деталям – признак великолепного мастерства.
Картину можно считать законченной, когда она наиболее полно отражает замысел художника. Однако, сам автор не всегда может определить степень законченности картины. Здесь даже опытным мастерам требуется совет коллег.
Понравилась статья?
Лайк и подписка станут поддержкой развития нашего канала🎨