В XX веке появилось новое интересное понятие, которое сразу стало распространенным в обществе — первопоколенные студенты. Так называют учеников вузов, которые получают высшее образование первыми в семье — их родители, бабушки или дедушки не имеют университетских дипломов.
C какими трудностями и вызовами на пути к заветному титулу бакалавра сталкиваются такие студенты? Как им можно помочь, если такие студенты — члены вашей семьи?
Расцвет первопоколенных студентов
Появление студентов, которые впервые в истории своей семьи поступают в вуз, напрямую связано с процессом демократизации образования: после окончания Второй Мировой войны количество студентов в университетах начало стремительно расти.
При этом общая тенденция наблюдалась на протяжении всего XX века: если в начале столетия всего 1% молодежи имел возможность обучаться в вузах, то к 2000 году этот показатель вырос до 20%. Самый значительный скачок в численности вузовских учеников пришелся на 1950-е годы — он привел к появлению значительной прослойки студентов-первопроходцев, чьи родители не имели высшего образования.
В странах Европы и США появление первопоколенных студентов стало совершенно новым явлением — здесь высшее образование до середины XX века было преимущественно элитарным.
Студенты первого поколения в Советском Союзе и РФ
В СССР активное вовлечение пролетарской молодежи в систему высшего образования началось еще в 1920-е годы — осуществлялось оно через рабочие факультеты, которые предоставляли необходимую подготовку для дальнейшего обучения в вузах.
К середине XX века образование стало более доступным, что привело к значительному росту числа студентов, но оно не стало массовым в полной мере — мест в вузах хватало далеко не всем желающим. Ситуация изменилась в 1990-е и 2000-е годы: в постсоветской России произошел резкий рост численности студентов (преимущественно за счет открытия частных учебных заведений). Но в 2010-х годах демографы вновь зафиксировали сокращение числа учеников в вузах: причиной послужило закрытие ряда частных вузов и усложнение условий приема в государственные.
Препятствия на пути студентов первого поколения
Первопоколенные студенты сталкиваются с определенными трудностями, которые могут провоцировать стресс и потенциально стать причиной депрессии в будущем. Различия в воспитании и культурных ценностях между новоиспеченными учениками и их родителями играют важную роль: студенты из семей, не знакомых с академической средой, могут столкнуться с непониманием и отсутствием поддержки со стороны близких — это создает дополнительные психологические барьеры на пути к получению образования.
Иногда такая ситуация приводит к ухудшению отношений с семьей из-за необходимости адаптироваться к существованию сразу двух разных миров: миру академическому и миру «глубинного народа». Для многих студентов первого поколения огромной сложностью становится преодоление скептицизма собственных семей относительно высшего образования, поэтому им приходится искать поддержу и помощь извне.
Объективные факторы, например, недостаточная подготовка к академическим требованиям и отсутствие стратегий эффективного обучения, тоже оказывают значительное влияние на успеваемость студентов-первопоколенцев и их моральное состояние.
Влияние образования родителей на детей
Глобальные исследования подтверждают, что уровень образования родителей часто определяет академические достижения детей: если оба родителя окончили университет, их дети продолжают обучение в вузах на 27% чаще чем те, у кого родители не имеют вузовских дипломов. Кроме того, наличие высшего образования именно у матери значительно увеличивает шансы детей на поступление в вуз, а молодые люди из семей без высшего образования менее мотивированы к получению университетского диплома и часто не видят в нем необходимости.
Восприятие образования
Исследования показывают, что молодые люди из семей с низким социально-экономическим статусом часто недооценивают возможности, которые предоставляет высшее образование, и переоценивают финансовые и временные издержки на обучение. Это восприятие приводит к тому, что инвестиции в учебу кажутся им слишком обременительными, а потенциальная польза считается сомнительной.
Исследование, которое недавно проводили российские ученые, выявило, что родительское восприятие высшего образования напрямую влияет на академические цели их детей. Согласно опубликованным данным, среди родителей без высшего образования около 25% полагают, что их дети завершат учебу на уровне колледжа, а среди родителей-выпускников вузов таких всего 6%. Тем не менее, большинство родителей без высшего образования верит в способности своих детей получить как минимум степень бакалавра.
Меры поддержки студентов-первопроходцев
Есть несколько вещей, которые помогут первопоколенным студентам легче справиться с учебой:
- Индивидуальное консультирование. Работа с абитуриентами и студентами на индивидуальной основе, помощь в выборе специальности и вуза, консультации по вопросам адаптации и организации учебного процесса.
- Программы наставничества. Вовлечение студентов старших курсов и выпускников в процесс наставничества для новичков, чтобы облегчить вхождение первопоколенцев в академическую среду.
- Семинары и тренинги. Проведение образовательных мероприятий, направленных на развитие учебных навыков, тайм-менеджмента и стратегий успешной учёбы.
- Психологическая поддержка. Организация доступа к услугам психолога для студентов, испытывающих стресс или чувство неправильного выбора.
- Финансовая помощь. Предоставление стипендий, грантов и других видов льгот для снижения финансовой нагрузки на студентов и их семей.
Поддержка студентов первого поколения — это важный шаг к созданию более инклюзивного и равноправного образовательного пространства, где каждый студент будет иметь возможность реализовать свой потенциал.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!
Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал.
Читайте также: