Найти в Дзене
Ваш дошкольник

Педагогический театр как форма организации работы профессионального становления педагогов (из опыта работы)

«Не может быть хорошим воспитатель, — писал А.С. Макаренко, — который не владеет мимикой, который не может придать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение. Воспитатель должен себя так вести, чтобы каждое его движение воспитывало, и всегда должен знать, что он хочет в данный момент и чего не хочет».

Современный руководитель знает, что без постоянного развития и совершенствования педагога невозможно рассчитывать на успешную работу учреждения. И от того, какими личностными и профессиональными качествами будет обладать педагог, зависит востребованность и популярность учреждения.

Поэтому так очевидным стало в нашем учреждении создание оптимальных условий для постоянного развития личностных качеств и повышения уровня профессиональных компетенций педагогов. Как показывает практика — в современных условиях развития образовательной системы без инноваций попросту не обойтись. Это касается и методической работы. Сегодня необходимо использовать активные формы работы, позволяющие вовлекать педагогов в деятельность и диалог. Таким образом, возникает необходимость в создании собственной модели методической работы, а это позволит привлекать всех педагогов, вне зависимости от уровня их образования и стажа педагогического работы.

Зачастую в своей деятельности мы часто встречаем застенчивого, неуверенного, между тем методически грамотного педагога. Что необходимо сделать для раскрепощения педагога? Помочь открыться, показать результативность своей работы, развить навыки взаимодействия с педагогами, детьми и родителями.

Поиск наиболее эффективных форм позволил выйти на единственно правильное и интересное в работе с кадрами решение — создание педагогического театра пантомимы — «МИМакс»: активные, креативные, смешные. Именно такая форма работы объединяет самых разнохарактерных людей с разными возможностями и талантами; стимулирует поиск, творчество, исследовательскую деятельность воспитанников, предполагает создание нового образовательного продукта в процессе взаимно вовлеченных в данный процесс субъектов.

Театр нужен, чтоб увидеть со стороны проблемы, которые возникают у нас в обычной жизни и которые мы может и не замечаем. Людям всегда нужно зеркало, чтоб увидеть какие-то недостатки и чтоб в дальнейшем их исправлять, и таким зеркалом является театр. Профессия педагога имеет много общего с профессией актёра. Как актёр, так и педагог должны знать и чувствовать аудиторию, понимать, на кого ориентироваться и кому помогать.

Почему пантомимы? Потому, что пантомима развивает пластичность чувств и движений, учит правильно использовать мимику и жесты, формирует умение без слов рассказать интересно и выразительно.

Такую технологию можно с успехом использовать в своем учреждении:

· в работе с педагогами в системе повышения квалификации;

· с родителями в системе их психолого-педагогической поддержки;

· в досуговой деятельности всех субъектов образовательного процесса.

Как в любом театре у нас есть режиссер и актеры (мимы).

Режиссер определяет жанр пантомимы (комедия, трагедия, драма), распределяет роли исходя из потенциальных возможностей актеров, умения войти в образ. Традиционная форма пантомимы — миниатюра, которая представляет из себя минипьесу, построенную по законам драматургии и посвященную какому-то определенному событию в жизни персонажа.

Содержание этюдов, миниатюр разнообразно: определение насущных проблем и решение задач методической работы, а также психологическое сопровождение.

В практике тренинговых занятий используем различные упражнения на развитие эмоциональной сферы, пластики, ритмопластики, что позволяет педагогам эмоционально проработать роли собственного состояния и роль предложенного образа.

Репертуар создается по-разному: решаем, обсуждаем, спорим, исходим из того, что зритель должен узнавать в пантомиме себя и свою жизнь, свои мысли, чувства, переживания. Все это возможно, когда тема близка зрителю и миму.

В результате были созданы интересные работы:

· по совершенствованию навыков общения

· по вопросам семейного воспитания

· по межличностному взаимодействию:

· на развитие эмоциональной сферы (5 фото по одной выход).

Завершающее действие — рефлексия:

· что получилось?

· над чем задумались?

· что освоили?

· чему научились?

· над чем надо работать?

· какие проблемы надо решать на перспективу по саморазвитию?

Театр пантомимы — это довольно просто. Самое важное — знать о том, что ты хочешь рассказать. Ну, а как рассказывать подскажет жизненный опыт, стиль мышления, навыки актерского мастерства, навыки пантомимической игры и, конечно же, наша лучшая подруга — наблюдательность.

Собственно, сам коктейль пантомимы замещен на наблюдательности, воображении и фантазии.

Особое внимание стоит уделять дифференцированному подходу в работе с молодыми педагогами. Привлекать их к театральной деятельности на равных условиях с опытными мастерами — педагогами.

Свою продуктивность показали педагогические этюды, где есть возможность разобрать педагогическую ситуацию, спроектировать проблемную ситуацию с погружением в ее сущность с последующей рефлексией.

Хочется отметить, что уже в этом году наряду с педагогическим театром взрослых, в учреждении работает и детский театр пантомимы с целью формирования креативной, пластичной личности с навыками адаптации в современном мире. И только педагог с эмоциональным мышлением способен заложить и развить эти навыки в ребенке.

В перспективе создание семейного театра пантомимы как конструктивной формы взаимодействия учреждения с родителями, объединяющая всех членов семьи в целях повышения уровня их ответственности за воспитание ребенка при поддержке педагогов.

На сегодняшний день можно с уверенность сказать, что деятельность театра позволила педагогам сплотиться, научила владеть эмоциями, раскрыла новые таланты и способности, сформировала навыки общения с коллегами, детьми и родителями. Все это положительно отразилось на имидже нашего учреждения. Как результат учреждение востребовано, желающих поступить в наш детский сад гораздо больше, чем мы можем принять.