Найти в Дзене

Как возникла мистическая Москва для фильма "Мастер и Маргарита"

Оглавление

Недавнее шумное явление фильма Михаила Локшина "Мастер и Маргарита" вызвало в обществе многочисленные споры и самые разные мнения. Это ли не показатель успеха! Кто еще не видел — рекомендую. Среди тех, кто принял эту картину как лучшую из экранизаций знаменитого романа, нет, кажется, таких, кто, помимо режиссуры и игры актеров, не обратил бы благожелательного внимания на визуальный фон фильма. А это — условная Москва 30-х годов прошлого века. Слово "условная" тут ключевое.

Москва показана как постконструктивистский город, в котором идет постоянное активное строительство. Атмосфера, меж тем, там довольно мрачная, мистическая.

 На съемках фильма «Мастер и Маргарита». Режиссер Михаил Локшин. Фото: Продюсерская компания «Марс Медиа»
На съемках фильма «Мастер и Маргарита». Режиссер Михаил Локшин. Фото: Продюсерская компания «Марс Медиа»

Чтобы создать этот впечатляющий фон, пригласили автора книги «Постконструктивизм. Власть и архитектура в 1930-е годы в СССР» Александру Селиванову. Она консультировала художников и помогала выбирать локации, в которых разворачивалось действие. Было решено сосредоточиться на периоде 1931–1935 годов, когда проводился конкурс на Дворец Советов и был принят новый генеральный план Москвы. Тогда в столице действительно шло грандиозное строительство, выпрямляли или сносили улицы, строили новые здания, в том числе в стиле постконструктивизма.

Рефреном фильма стали перекопанные улицы, снующие кругом строители, наваленный всюду строительный мусор. Такое ощущение, что город выворочен, вывернут, находится в каком-то нестабильном состоянии.

Кадр из фильма «Мастер и Маргарита». Режиссер Михаил Локшин.
Кадр из фильма «Мастер и Маргарита». Режиссер Михаил Локшин.

Одни и те же места в «Мастере и Маргарите» снимали с разных точек и ракурсов, в результате возникали как бы разные локации. Что-то дорисовывалось компьютерной графикой, но так деликатно, что это не бросается в глаза. Вот некоторые места: вход в МГИУ им. Баумана стал в фильме входом в дом Драмлита, фойе Центрального театра Российской Армии и фасад Главного здания МГУ выступали в роли театра, где репетировали пьесу Мастера, а зрительный зал создали декораторы и компьютерщики. Лестницу психбольницы сняли в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге.

А вот лестницу зала, где проходил бал Воланда, построили в павильоне. Сам же бал проходил в Мраморном зале Российского этнографического музея опять-таки в Санкт-Петербурге. Вот так собрали Москву в фильме — такой, какой могла бы стать, если бы реализовался генплан 1935 года. Это интересно. Такой Москвы мы еще не видели.

Рекомендую интереснейшие каналы моей жены: Лидия, неисправимый гуманитарий, а также Личное мнение о людях и события

А тут моя жена читает стихи