Проблемное обучение основано на идее самостоятельного решения учащимися возникающих проблем — в процессе чего получение новых знаний и навыков неизбежно.
Похоже на хьютагогику и в целом звучит как взрослая жизнь.
Идея была выдвинута Джоном Дьюи (1859—1952) — американским философом-прагматиком, психологом и педагогом, оставившим богатое интеллектуальное наследие и вошедшим в ряд наиболее влиятельных педагогов XX века.
Дьюи критиковал словесную школу, которая давала детям готовое знание, пренебрегая их способностями к деятельности и познанию. Он считал, что учебный материал должен быть лишь стимулом к дальнейшему познанию, который поможет решить жизненные вопросы ребёнка, формируя его собственный опыт.
В 1984 Дьюи основал в Чикаго опытную школу, в которой вместо учебного плана были игровая и трудовая деятельность, а занятия по учебным дисциплинам проводились только в связи с потребностями, возникавшими у детей по мере развития.
Он выделил 4 важнейших для обучения потребности-инстинкта:
- социальный;
- инстинкт конструирования;
- художественного выражения;
- исследовательский.
Для их удовлетворения детям дошкольного возраста предлагались соответствующие источники познания: слово (книги), произведения искусства (картинки), технические устройства (игрушки), игры с другими детьми.
В старшем возрасте детям предлагались загадки, задачи и проблемы, для решения которых они вовлекались в практическую деятельность — труд.
Структура обучения была такая:
- преподаватель ставит учебно-проблемную задачу;
- учащиеся осознают, принимают и решают возникшую проблему, приобретая новые знания;
- затем они системно применяют эти знания для решения схожих задач.
Проблемная ситуация является интеллектуальным затруднением, которое возникает, если привычные способы решения не работают. Это озадачивает и стимулирует поиск новых, порой нестандартных подходов.