Найти тему

ОГЭ для родителей

Хочу поговорить о том, что не так очевидно для каждого родителя и что должен знать каждый родитель об экзамене. Будет полезно не только родителям, но и ученикам. Особенно это важно для тех, кто впервые сталкивается с экзаменом и не понимает что от него ожидать, какие есть риски и когда лучше начинать готовиться.

-2

Возможно вы задавались вопросами:

Мы наняли репетитора, почему за экзамен 3? Почему нет результата или он не виден? Мы сдали пробник на отлично или хорошо, почему за экзамен удовлетворительно? Можно ли готовиться к экзамену за 3 месяца, пол года или когда вообще начать готовиться? А что делать, если нет денег на репетитора? У ребенка большая нагрузка по учебе, да еще и спорт, а тут еще экзамен, что делать? Отличается ли подготовка к ОГЭ от школьной программы в 9 классе? Что вообще за задания на ОГЭ? Достаточно ли сборника по подготовке к ОГЭ и какой лучше купить? Чем отличаются сборники? Что лучше использовать для самоподготовки к ОГЭ?

Или каждый задумывался: как можно не сдать ОГЭ там же все по школьной программе! Мы и сами подготовимся, достаточно ходить в школу и учиться на хорошо или отлично.

-3

Отвечу сразу на последнее. Нет, не достаточно. У ребенка 4 или 5 потому что он зубрит или потому что хорошо умеет списывать? Вспомните себя в его возрасте, как вы писали контрольные, как ваши одноклассники писали? Все ли учили? В первом случае зубрежка и понимание - разные вещи, а так же если ребенок хорошо что-то делал в 6, 7, 8м классе, не факт, что он эту тему/правила вспомнит в 9м. Бывает так, что как только написал контрольную и тема закончилась, все знания спустя время за ненадобностью и отсутствия практики просто забываются, поскольку появляются другие темы, другие правила, другие задания. Это касается не всех тем, но большинства.

Однако хорошие оценки так же могут быть и у ученика который действительно понимает материал. И такому ученику необходимо готовиться к экзамену. Да, большинство заданий действительно идут по школьной программе. Однако есть задания, что в школе не рассматривают, например это задачи из реальной математики (в ОГЭ это задачи с 1 по 5).

-4

Удивительное и невероятное

В задачах из реальной математики предполагается, что ученик сам догадается как использовать полученные знания в математике на практике, приближенные к реальной жизни. Например, посчитать какой котел лучше: газовый или электрический. Что ученик сможет учесть не только единоразовую покупку, а так же ежемесячные расходы на его содержание и найдет обоснование почему и что лучше: через какое время покупка газового отопления по деньгам окупится, в отличие от электрического и т.д.

Подобного рода задача не одна. Темы разные могут попасться, я лишь примела 1 из примеров.

Конечно когда ребенок сталкивается с подобного рода задачами, очень сильно удивляется, ведь школьная жизнь к такому не готовила, подобного рода задачи не решали. Что бы решать такие задачи, сначала надо понять, что от тебя хотят (даже читая текст на русском языке, дети не всегда улавливают смысл прочитанного). Если уловили, то начинается новая проблема: как решать, за что хвататься с чего начинать? Мы такое не проходили!

Это не все удивительные задания из первой части, во второй части точно так же могут встретиться неприятные сюрпризы, их мало, но они есть.

-5

Подготовка к экзамену

Наверняка вы видели кучу сборников по экзамену и все они разные. В чем же отличие? Отличие в основном в первой части, как раз те самые задания из реальной математики с 1 по 5. И чем разнообразнее первые 5 заданий тем лучше. Однако не все то, что написано в сборниках будет в экзамене. Это просто задачи для тренировки, развития навыка использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности.

Тем не менее, если сборник содержит 3-4 темы, например, "Шины", "Зонтики", "План местности" и "План квартиры", то этого не достаточно, т.к., например, "Зонтиков" в самом экзамене не будет. И зачем тратить время на задания которых нет в экзамене?

Какие задания будут на ОГЭ в 2024 году: шины, план местности, план квартиры, план участка, тарифы, печи, листы бумаги.

Каких заданий НЕ будет: зонтики, теплицы, ОСАГО, террасы, схема метро.

Ориентироваться нужно на задания из открытого банка ФИПИ ("«Федеральный институт педагогических измерений»"). Именно оттуда будут браться задания на экзамен. В открытом банке ФИПИ есть не только задания ОГЭ, но и для ЕГЭ.

Так же отличаются и 14 задания в сборниках - задания с прогрессиями. В каких то сборниках это будут действительно задания на прогрессию, а в каких-то просто на логику, даже без использования формул арифметической/геометрической прогрессии. И как результат: в задачах на прогрессию не будет практики, толку от такого сборника?

Так же в сборниках могут попасться задания на выбор правильного ответа и вопросы там будут с векторами, которых нет в самом экзамене. В целом не все темы из 9го класса встречаются в ОГЭ, однако большинство.

Поэтому подготовка к экзамену отличается от подготовки к школьной программе в 9м классе. При подготовке к ОГЭ берутся только те темы, что действительно будут на экзамене и прорабатываются те задания, что будут на экзамене.

-6

Можно ли к экзамену подготовиться самостоятельно?

Можно, однако для этого нужно чтоб ребенок сам понимал, что ему это необходимо. Сам выделял время, сидел и разбирал задания. Если что-то не понимает, сам искал решения проблемы. Сам догадывался почему тут такое решение, а не другое, почему использовано это правило/теорема/формула и т.д. Конечно это возможно, просто будет дольше, нежели с репетитором.

Однако даже при наличие репетитора это не есть гарантия успешной сдачи. Если ребенок не учит, не отрабатывает навыки не выполняет задания, не тренируется, сам ничего не делает, то как бы репетитор с бубном вокруг не вился - результат очевиден. Одну и ту же тему можно разбирать очень долго, пока не выучит. Та же геометрия требует знаний, без которых решать задачи просто невозможно.

Очень многое придется, вспоминать, учить заново или по новой, если до этого не учил. Поскольку вспомнить то, что не знаешь - не реально, а это может быть любая тема за 4 года алгебры: из 6го, 7го, 8го и 9го класса и 3 года геометрии: 7й, 8й и 9й класс. И что попадется на экзамене - загадка. Темы разные, есть легкие, есть сложные, есть темы которые строятся на базе знаний других тем и чтобы их разобрать, еще очень много придется разобрать и выучить. Информации, как видите, прилично, которую ребенок должен мобилизовать за год 9го класса и показать все свои знания на ОГЭ. Помимо этого: это только алгебра, а ответственность за другие уроки никто не снимал, их так же надо учить, выполнять задания. Еще это может усугубляться тем, что у ребенка могут быть дополнительно тренировки в спорт школе в музыкальной школе, художественной и т.д. Времени на подготовку к экзамену просто может не хватить. Что делать? Выбирать, расставлять приоритеты, что важнее.

Даже если вы видите, что нагрузка у ребенка большая и и хотелось бы ее уменьшить, то к сожалению не получится. Даже если вы оставите один урок с репетитором в неделю или уменьшите количество часов, от этого объем знаний который должен знать и освоить ученик - не уменьшится. В этом случае ученик просто сам будет вынужден готовиться к экзамену, большую часть информации разбирать и прорабатывать сам. Поскольку информации много и многое нужно учить, разбирать, прорабатывать.

-7

Когда лучше готовиться к экзамену?

Чем раньше, тем лучше, однако без фанатизма. Кто-то начинает готовиться уже 8м классе, кто-то только в 9м, а кто-то себе может позволить и за 3 месяца. Все зависит от ученика и его способности воспринимать, усваивать информацию, понимать о чем говориться в теме. У кого-то с этим проблемы, а кто-то может и за час разобрать 3 темы по алгебре и написать по ним контрольную на отлично. Все дети разные и это нормально, что кто-то быстрее, кто-то медленнее понимает, у всех разная скорость, разные знания. И при подготовке это нужно учитывать, а не ориентироваться на оценки в журнале.

-8

В заключение скажу, что да, бывает такое, что написав пробник по ОГЭ на хорошо или отлично, сам экзамен можно написать гораздо хуже. Чаще всего это происходит из-за того, что ребенок расслабляется, думает, что все отлично и он сдаст. Однако пробник это не экзамен и выдыхать с облегчением рано. Нужно продолжать заниматься, повторять темы, разбирать задания, учить. Поскольку вариант на ОГЭ - это лотерея, что попадется, как и на пробнике. Может попасться легкий, а может и сложный вариант. Поэтому ситуация может быть и обратная.

Если у вас остались какие-то вопросы, которые не рассмотрела - задавайте, отвечу.

-9