Найти тему
Евгений Трифонов

Стоит ли ставить во главу угла экологию, когда земля горит под ногами?

InVoice Media, 27.02.2024

Ряд правительств в Латинской Америке сделали защиту природы своей главной задачей. В Бразилии такая политика понятна – засуха 2023 г. в Амазонии стала катастрофой для амазонского леса и его обитателей. Однако правительство Лулы да Силвы, параллельно с защитой природы, увеличивает добычу нефти, что понятно: огромные запасы этого сырья должны вывести Бразилию в ряд крупнейших нефтеэкспортёров мира. Так что экологическая повестка крупнейшей страны региона носит несколько двусмысленный и противоречивый характер.

Менее понятна позиция президента Чили Габриэля Борича, пытавшегося внести в конституцию статьи о наделении природы юридическими правами (?) и праве каждого на «нейроразнообразие» (??). Чилийские избиратели отвергли эти поправки, явно не поняв, что они означают. А оппозиционные СМИ ядовито писали, что президент и его команда настолько рьяно пытаются продемонстрировать свою прогрессивность и современность, что вносят законопроекты, суть которых не могут объяснить.

Но флагманом борьбы за экологию и «зелёную экономику» пытается стать Колумбия. Экологическая повестка была одним из столпов предвыборной программы Густаво Петро. Он победил, но не из-за интереса колумбийцев к экологии, а потому, что избиратели хотели убрать из власти надоевших политиков старой формации. Став президентом, Петро не забыл об экологических обещаниях. Сейчас Колумбия готовится принять Конференцию ООН по биоразнообразию 2024 г., и развивает большую активность на этом направлении. Министр окружающей среды Сусана Мухамад, один из самых влиятельных политиков страны, стремится к тому, чтобы «Колумбия стала ведущим экологическим голосом на мировой арене».

Сусана Мухамад - главный эколог и "сильный человек" Колумбии
Сусана Мухамад - главный эколог и "сильный человек" Колумбии

«Зелёная» повестка уже влияет на экономику Колумбии. Правительство планирует отказаться от углеводородного сырья, заменив нефть и уголь малыми ГЭС, биотопливом и ветряками. Крупных ГЭС обещают больше не строить – из-за ущерба, которые они наносят природе. В результате нефтяным компаниям перестали продлевать лицензии, на них оказывается давление в форме массовых протестов. Итальянская Enel, планировавшая многомиллиардные инвестиции в Колумбию, объявила об отзыве своих планов. Объявлено о более чем 50 ветровых и солнечных проектах, но откуда возьмутся деньги на их строительство, непонятно. Зато понятно, что ветряки и солнечные панели не компенсируют вывод из эксплуатации ТЭС и крупных ГЭС, дающих Колумбии 70% электроэнергии.

ГЭС дают Колумбии 70% электроэнергии (на фото - ГЭС Гуавио, самая высокая плотина в Южной Америке, равная по высоте Саяно-Шушенской)
ГЭС дают Колумбии 70% электроэнергии (на фото - ГЭС Гуавио, самая высокая плотина в Южной Америке, равная по высоте Саяно-Шушенской)

Увлечённость правительства Колумбии «зелёными» проблемами выглядит странно. Это хорошо и понятно, когда дело касается благополучных и развитых стран: у них и свободные средства имеются, и именно их мощные экономики загрязняют природу. А никак не Колумбия с её слабой экономикой и $6,8 тыс. на душу населения.

Прежде чем поставить «зелёную» проблематику в центр национальной повестки, необходимо всё-таки расставить приоритеты. В Колумбии идёт война. Последние новости таковы: крупнейшая левая повстанческая Армия национального освобождения (АНО) заявила о прекращении мирных переговоров с правительством; Segunda Marquetalia, крупнейший «осколок» Революционных вооружённых сил Колумбии (FARC), объявила об объединении сил с АНО; ультраправые Гайтанистские силы самообороны, известные как «Клан Залива», активизировали боевые действия на западе страны…

Представляется, что правые и левые повстанцы меньше всего озабочены экологией. Они вырубают леса, ведут незаконную добычу полезных ископаемых, отравляя природу ртутью, мышьяком и прочей гадостью. Возникает вопрос: а стоит ли лишать страну доходов от добычи и экспорта ценных ресурсов, если природу разрушает война, а не нефтяные и прочие добывающие компании?

Незаконная добыча золота (на фото), изумрудов и древесины наносит природе больший ущерб, чем деятельность нефтяных, угольных и энергетических компаний
Незаконная добыча золота (на фото), изумрудов и древесины наносит природе больший ущерб, чем деятельность нефтяных, угольных и энергетических компаний

Колумбия получает основные доходы от экспорта нефти, угля, древесины, золота и изумрудов. «Зелёная» повестка уже уменьшает, а в перспективе просто обрушит внешнюю торговлю, а значит, экономику и социальную сферу. В конце концов, не будет денег для борьбы с повстанцами и наркокартелями. И кто тогда будет спасать Колумбию – Greenpeace, что ли?

Защита природы – дело благородное и необходимое. Но нельзя же, ради сохранения лесов и почв, ввергать страны в нищету, хаос и войны? А пример Колумбии демонстрирует, что именно так и получается, когда бедные государства, вместо того, чтобы решать самые насущные проблемы, начинают заниматься тем, что можно решить, только избавившись от отсталости, нищеты и насилия.